История с запретом шоколадной продукции кондитерской фабрики «Рошен» стала достойным завершением многодневных церемоний, призванных засвидетельствовать триумф исторической российско-украинской дружбы. Одно дело – постоять рядом во время службы или рапорта и совсем другое – экономические интересы.
Мы нередко спорим о том, насколько действительно близки друг к другу версии истории, озвучиваемые в Москве или Киеве. Насколько разумно сбрасывать со счетов долгие века жизни украинцев в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой, а будущих россиян – в симбиозе с Золотой Ордой и помнить только протогосударства Киевской Руси, с легкой руки петербургских историков превращенной в могучую державу раннего средневековья. Однако такой спор будет вечным: его сдерживало только государственное несуществование Украины. У каждой исторической версии – российской, имперской, украинской, казаческой, литовской, польской – будут свои адепты и свои противники.
Но главное во взаимоотношениях государств – не обертка, а сам шоколад. На обертке можно написать все, что угодно, но если шоколада нет – его не заменит никакая напыщенная речь. История с «Рошеном», которая как будто случайно совпала с украинским визитом Владимира Путина, продемонстрировала простую истину: у Москвы и Киева различаются экономические интересы. И тут уж ничего не поделаешь.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Есть страны, у которых общая история – это история битв и претензий, а они успешно сотрудничают в экономике и потихоньку забывают о былых распрях. Так, собственно, и созидался Европейский Союз. А есть государства, которые не забывают напоминать друг другу о братстве и общности исторических корней, а в экономике – самые настоящие враги, только и думающие о том, как бы насолить противнику. Об этом написаны тома, это излюбленный сюжет всех «крестьянских» романов. Друзьями государства может сделать только современная экономика. Феодализм делает их соперниками. И никакие родственные чувства тут не помогут. Феодализм – это как раз то время, когда брат идет на брата из-за неправильно проведенной межи и готов убить даже самого близкого родственника за неправильно пропаханную борозду. Потому что при феодализме – каждый за себя, а все остальные – враги и конкуренты, от которых необходимо избавиться любой ценой.
Именно поэтому все разговоры о братстве не будут стоить выеденного яйца, пока Россия и Украина не станут современными государствами. Пока в обеих странах не пройдут полноценные экономические реформы. Пока вопрос качества товаров будет решаться действительно независимым надзорным органом, а не комичным персонажем, постоянно используемым то для сведения политических счетов, то для лоббирования интересов собственных производителей с помощью административного рычага. Пока мы не поймем, что взаимопонимание – это не исторические и теологические декларации, а настоящая общность интересов. И пока не будем хотеть, чтобы наши дети лакомились хорошим, а не «правильным» шоколадом.