Контракти.ua

Автор: Вилен Веремко —  17778  —  03.06.13
Пенсия не доживет до старости: почему популизм приведет к краху пенсионной системы
Пенсия не доживет до старости: почему популизм приведет к краху пенсионной системы

Количество пенсионеров растет, а работающих граждан сокращается. В таких условиях правительство будет искать дополнительные источники наполнения Пенсионного фонда. В карманах граждан. И одновременно — постарается ограничить расходы, сокращая выплаты льготникам и отсрочивая выход на пенсию граждан.

Когда ждать ввода второго (обязательного накопительного) уровня пенсионной системы, сегодня можно только гадать. Хотя аккумулировать сбережения будущих пенсионеров в карманных фондах — идея привлекательная. Ведь многомиллиардными суммами можно будет распоряжаться на свое усмотрение на протяжении десятков и десятков лет.

Популизм — наше все

Заигрывание политиков с пенсионерами — дело важное. Ведь это почти 14 млн голосов избирателей. Еще в начале января Наталья Королевская, которая в должности министра соцполитики теперь имеет возможность реализовать свою мечту, раскритиковала пенсионную реформу своего предшественника Сергея Тигипко. «Я считаю, что пенсионная реформа неэффективна. Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 лет до 60, кроме негативных последствий, ни к чему не привело», — заявила она.

Еще в декабре прошлого года депутаты разных политсил зарегистрировали в парламенте законопроекты, предусматривающие отмену ряда положений реформы. Впрочем, вряд ли кто-то всерьез рассчитывал, что эти документы будут приняты. Так и случилось. Первым «пролетел» законопроект лидера коммунистов Петра Симоненко и товарищей № 1063, который парламент не поддержал 2 апреля. Главное предложенное изменение: вернуть пенсионный возраст женщинам 55 лет, мужчинам — 60. Также предусматривалось установить страховой стаж 25 и 20 лет вместо нынешних 35 и 30 лет для мужчин и женщин соответственно. А 18 апреля не прошли практически аналогичные законопроекты внефракционного нардепа Сергея Мищенко № 1026 и депутата от «Батькивщины» Людмилы Денисовой № 1073. Последний также предлагал уменьшить минимальный страховой стаж для получения пенсии с 15 до 5 лет.

Очевидно, на этом поле не может не играть действующая власть. «Так дальше продолжаться не может. Поэтому создаем рабочую группу для изменения подходов в работе Пенсионного фонда», — отрезала еще в январе Наталья Королевская. Но, по словам депутата от ПР Александра Стояна, группа, в которую можно вносить «конкретные предложения относительно улучшения пенсионной реформы», была создана лишь 17 апреля. Впрочем, «улучшения», скорее всего, будут либо фасадные, либо превратятся в «закручивание гаек».

Почему фикция

В Украине официально работают 13,49 млн человек, получают пенсию — 13,6 млн

Отмена повышения пенсионного возраста — идея популярная. Сегодня женщины, которым исполнилось 55 лет, могли бы претендовать на пенсию. Но тем, кто родился после 1 апреля 1958 года, пенсионный возраст увеличен до 57 лет, то есть они смогут выйти на пенсию лишь через два года. А кто родился после 1 октября — выйдут на пенсию лишь через 2,5 года и т. д. Пока женщины, которым сегодня 52 года, смогут выйти на пенсию не в 2016 году, а лишь в 2021-м. Отступными, вроде бы, должно стать то, что за каждые дополнительные шесть месяцев пенсия увеличивается на 2,5%. Но даже если взять среднюю пенсию 1454 грн, то за полгода женщина недополучит 8724 грн. Зато потом она будет получать пенсию на 17,4 грн больше за каждые дополнительные шесть месяцев повышения пенсионного возраста. Но лишь до 60 лет.

Впрочем, несерьезность намерений авторов упомянутых законопроектов видна уже из того, что они недоработаны, не предусмотрены необходимые изменения в ряд других норм профильного и иных законов. В частности, не определено, что же будет с теми, кто уже вышел на пенсию позже 55 лет или не вышел в этом возрасте и пр. Более реалистичной, чем снижение пенсионного возраста, могла бы быть инициатива, скажем, коммунистов, закрепить в Бюджетном кодексе норму, которой прямо запретить правительству ограничивать социальные выплаты. Ведь сегодня инвалидам, ветеранам, детям войны, чернобыльцам размер пенсий может определяться Кабмином исходя из наличия денег в ПФ.

Очевидно, нельзя всерьез рассматривать нормы, которые увеличат дефицит Пенсионного фонда без предложения источников его покрытия. По подсчетам заместителя правления ПФ Валентина Никитенко, в случае отмены сегодня пенсионной реформы дефицит вырастет на 12,7 млрд грн.

Проблема реальная

Пенсионная реформа стартовала в октябре 2011 года. Планировалось, что в результате ее введения уже к концу 2012-го можно будет выйти на бездефицитный бюджет ПФ. Но в прошлом году дефицит превысил 27 млрд грн. Далее ситуация будет лишь усугубляться. По данным фонда, в 2012 году пенсии в Украине получали 13,6 млн человек. В то же время среднеучетная численность застрахованных лиц на 01.01.2013 составляет чуть более 13,49 млн человек. То есть официально трудоустроенных людей, которые платят Единый соцвзнос (ЕСВ), уже меньше, чем пенсионеров.

Не менее важным является установление социальной справедливости при назначении пенсий. В 2012 году размер максимальной пенсии составил 15 624 грн, а минимальной — 882 грн (почти в 18 раз меньше). При этом «пенсионный максимум» получили 964 человека (депутаты), а минимум — 135,75 тыс. человек.

Как ищут деньги

«Пенсионный максимум» получили 964 человека (депутаты), а минимум — 135,75 тыс.

Правительство пока применяет экстраординарные методы в поисках дополнительных источников доходов ПФ. К примеру, с 9 мая действует закон (№ 184-VII от 04.04.2013), которым власть пытается побудить платить пенсионный взнос «заробитчан». Документ дает право работающим за границей украинцам платить ЕСВ, чтобы в будущем претендовать на пенсию в Украине. Урегулируются вопросы уплаты страховых взносов в ПФ иностранными предприятиями за работников — граждан Украины и пр. Фокус понятен. По данным НБУ, в прошлом году гастарбайтеры только официально перечислили в Украину $7,5 млрд, в то время как иностранных инвестиций поступило всего чуть более $6 млрд. Вот только доверятся ли люди родной стране, которая вынудила их искать лучшей жизни по свету, — вопрос риторический.

Тем более когда параллельно реализуются другие инициативы. Еще в марте президент Виктор Янукович поручил правительству разработать законопроект о введении сбора в ПФ при покупке безналичной валюты. Очевидно, из-за непопулярности новации недавно в парламент такой документ внес не Кабмин, а народный депутат Владимир Зубик (законопроект № 2952). Предлагается уже с 1 июля ввести обязательный 1%-ный сбор на операции покупки безналичной иностранной валюты как для юрлиц, так и для физлиц. Автор документа посчитал, что в результате этого новшества в бюджет уже во втором полугодии 2013 года дополнительно поступит от 16,5 млрд до 22 млрд грн. А в 2014-м объем поступлений составит до 30 млрд грн.

Какого-то эффекта ожидали от принятого прошлым летом Закона «О занятости населения». В частности, он предусматривает, что если предприятие создало новые рабочие места и на протяжении года выплачивает новым сотрудникам зарплату не ниже трех минимальных, на следующий год работодатель получает 50%-ную скидку на уплату за них ЕСВ. Вроде бы понятно: зарплату увеличиваешь в три раза и сегодня, а взнос уменьшают в два и через год. Государство в плюсе. Тем не менее норма не популярна. Ко всему она предусматривает еще и то, что в случае уменьшения фонда оплаты труда (ФОТ) или увольнения сотрудников льгота «сгорает».

ЕСВшная ловушка

Реальным стимулом для создания новых рабочих мест и легализации зарплат могло бы стать снижение ставки ЕСВ. С этим согласен даже министр доходов Александр Клименко. Еще прошлым летом он продвигал концепцию налоговой реформы, которая в том числе предполагала уменьшить соцвзнос. Фискалы посчитали, что нагрузка на предприятия сегодня составляет 45,5% в производстве и 42% в торговле. Заметим, по данным ПФ, средний размер единого соцвзноса составляет 40,3%. Интересно, что сами налоговики оценивают объем теневого сектора в 350 млрд грн в год, в том числе зарплата в конвертах — 170 млрд грн и доходы собственников бизнесов, выведенных из-под налогообложения, — 100 млрд грн.

Недавно в Миндоходов подтвердили, что они рассматривают возможность уменьшить ЕСВ до 15%. Но в ПФ говорят о потерях от такого снижения на 80–100 млрд грн. Фискалы надеются на эффект от легализации зарплат (22,5 млрд грн), также произойдет экономия на финансировании работников бюджетной сферы (27,2 млрд), предлагается снять ограничение с максимального ЕСВ, что даст еще 3,9 млрд грн. Плюс налог на валюту.

В случае отмены пенсионной реформы дефицит Пенсионного фонда вырастет на 12,7 млрд грн

Александр Клименко уверен, что для снижения соцвзноса нужны компенсаторы. «Если мы принимаем снижение ставки налога на ФОТ, должен быть внедрен компенсаторный механизм… Я считаю, что существенным компенсаторным механизмом может стать общеобязательное государственное декларирование», — поделился он. Когда снизят взнос — неизвестно. А вот законопроект о всеобщем декларировании доходов граждан будет представлен в течение трех месяцев. То есть вполне очевидно, что сначала фискалы попытаются легализировать доходы административными методами, а уж потом подумают о снижении соцвзноса.

Существенно мог бы поправить положение в Пенсионном фонде и закон о трансфертном ценообразовании, который дает контроль Миндоходов над выводом средств в офшоры. Но хотя законопроект и разработан, учитывая сильное лобби олигархов, пока сложно сказать, будет ли он принят и когда, а также в какой редакции.

На старость не накопишь

Многие эксперты замечают, что реформа пенсионной системы должна заключаться не столько в повышении пенсионного возраста, сколько во введении в действие обязательной накопительной системы. Соответствующие нормы содержатся в профильном законе. Он предусматривает поэтапное введение обязательной накопительной системы, начиная с отнесения на второй уровень 2% ФОТ за счет единого соцвзноса. Это приведет к уменьшению поступлений в солидарную систему. А потому соответствующие положения вступят в силу, лишь когда ПФ будет бездефицитным. Еще прошлой осенью Сергей Тигипко говорил о 2014 годе, сегодня вообще не говорят.

Но стимул запустить второй уровень есть. Авторы закона предусмотрели участие в обязательной накопительной системе негосударственных пенсионных фондов (НФП). При этом второй уровень предусмотрен только для лиц до 35 лет. То есть НФП десятки лет (пока 35-летние не достигнут пенсионного возраста) смогут распоряжаться многомиллиардными пенсионными вкладами, даже не осуществляя никаких выплат. Это не говоря о том, что они могут обанкротиться, а их обязательства, судя по всему, будет нести государство. Насколько сумеет.

Статьи по теме
Украинцы сказали, какой размер пенсии был бы приемлемым
Украинцы сказали, какой размер пенсии был бы приемлемым

Украинцы в среднем считают приемлемой пенсию в сумме 11 359 гривен, что в 3,3 раза больше зафиксированного Пенсионным фондом среднего уровня пенсии в октябре 2020 года.
22.12.20 — 6744

В Украине появится новая пенсионная система
В Украине появится новая пенсионная система

Министерство социальной политики предлагает ввести накопительную пенсионную систему в дополнение к действующей солидарной пенсионной системе для отдельных категорий работников.
20.05.20 — 1715

Украинцам предлагают ежемесячную доплату за поздний выход на пенсию
Украинцам предлагают ежемесячную доплату за поздний выход на пенсию

Кабинет министров предлагает ежемесячно доплачивать более 500 грн украинцам, решившим отложить выход на пенсию. Это коснется отдельных категорий пенсионеров.
26.02.20 — 1938