Объявив на оппозиционном митинге о готовности поддержать кандидата, который наберет наибольшее количество голосов и выйдет во второй тур вместе с представителем власти, представители ведущих политических сил страны по сути заявили о начале президентской предвыборной кампании.
Теперь все акции оппозиции до 2015 года будут восприниматься как часть этой кампании — и при этом фигура лидера, который может объединить оппозиционные политические силы и их сторонников, и отдаленно не просматривается. Превратив президентские выборы в своеобразный смотр оппозиционных политических сил, руководители «Батькивщины», УДАРа и «Свободы» косвенно признали, что не верят в возможность участия в выборах Юлии Тимошенко. На практике это означает готовность играть по правилам власти. А игра по правилам власти — с Тимошенко в тюрьме или пораженной в политических правах — означает автоматическую победу Виктора Януковича. Неважно, в каком туре. Важно, как посчитают.
Но, предположим, что я пессимист, и Тимошенко в тюрьме отнюдь не помешает победе оппозиционного кандидата. Но в таком случае из президентских выборов тем более нельзя устраивать праймериз. Еще до голосования необходимо было бы договориться и с общим кандидатом на пост президента, и с кандидатом на пост главы правительства, и с претендентами на основные должности в государстве.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Избиратель должен точно понимать, какую власть он получит, проголосовав за кандидата от оппозиции, — разве не в этом ключ к успеху? В конце концов, можно было бы вспомнить, что в Украине оппозиция побеждала «традиционную власть» лишь однажды, в 2004 году, когда ей удалось сплотиться вокруг фигуры одного кандидата. А вот опыт предыдущих выборов, когда популярным оппозиционным политикам не удалось договориться и проект «Каневской четверки» рухнул, — привел к тому, что во второй тур выборов главы государства вместе с тогдашним президентом Леонидом Кучмой вышел самый большой оппозиционер всех времен и народов Петр Симоненко. Поэтому я уверен, что единый кандидат необходим еще до второго тура.
Еще один важный вывод из событий 2004 года — это отказ от келейных договоренностей. После назначения Юлии Тимошенко премьер-министром в окружении Виктора Ющенко сразу же нашлись обиженные и оскорбленные и началась затяжная политическая война, завершившаяся расколом и поражением «оранжевого лагеря». Даже сегодня мы не знаем, было ли назначение Тимошенко результатом ее договоренности с Ющенко до выборов или было продиктовано логикой Майдана. Но дело не в этом, а в том, что никому и не пришло в голову сделать тогдашний политический процесс прозрачным. И сегодня не приходит: когда речь идет о необходимости поддержки кандидата, который выйдет во второй тур, это выглядит большим прогрессом только на фоне поведения Виктора Ющенко на последних выборах главы государства. Но это явно не тот опыт, от которого нужно отталкиваться. Для победы на президентских выборах в условиях практически полного контроля власти над государственными институциями оппозиции необходимо подлинное, а не декларативное единство и готовность совместно защищать результат выборов. Иначе поражения не избежать.