Пока что очень трудно сказать, будет ли когда-либо достроен газопровод «Ямал —Европа 2» и есть ли вообще реальная необходимость в таком строительстве. Но то, с какой скоростью была произведена российская пропагандисткая атака, не может остаться незамеченным.
Не успел президент России Владимир Путин предложить главе правления Газпрома Алексею Миллеру вернуться к проекту, ранее отвергнутому Кремлем в пользу пресловутого «Северного потока», как появилось сообщение, что российский газовый монополист уже подписал меморандум с польским Europol Gaz. Премьер-министру Польши Дональду Туску и другим представителям правительства пришлось в срочном порядке объяснять ситуацию и опровергать факт достижения каких-либо российско-польских договоренностей. Туск заявил, что его страна не нуждается в дополнительных объемах поставок из России и стремится к продвижению по пути выполнения европейских рекомендаций, предусматривающих диверсификацию поставщиков. Но это не означает, что российско-польских консультаций вообще не было и что их не будет. Вице-премьер Польши Януш Пехочиньский, обсуждавший вопрос строительства нового газопровода с Алексеем Миллером, рассказал журналистам, что Миллер в качестве обоснования возвращения к проекту приводил именно проблему Украины как транзитера: якобы россияне «сделали выводы из газового кризиса несколько месяцев назад, потому что тогда возникла угроза с транзитом газа через Украину». При этом никаких конкретных предложений у Газпрома нет и быть не может — Путин напомнил Миллеру о проекте только несколько дней назад. Российская компания собирается представить польской стороне свои предложения на протяжении ближайших шести месяцев, а может и не предоставить или предоставить через год. И вот тогда-то правительство Польши и даст ответ Газпрому — может быть, отрицательный. Но суть-то проблемы в том, что Москва сегодня вообще не нуждается ни в каком ответе.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Она нуждается в сильной позиции на переговорах по украинской газотранспортной системе. Сейчас к строительству новой очереди «Северного потока» и «Южному потоку», а также к расширению первого «Ямала» — тут уж поляки никак не могут воспрепятствовать — прибавляется еще и «Ямал — Европа 2». Конечно, украинские переговорщики могут убеждать своих российских коллег не тешить себя иллюзиями — мол, Варшава все равно не пойдет вам навстречу, так что незачем даже об этом новом газопроводе говорить. А в ответ они могут слышать, что никто не знает, как ответит польская сторона на конкретизированные предложения, что нужно будет вначале провести переговоры. И вообще этот новый газопровод — личное указание Владимира Владимировича. А указания Владимира Владимировича никем не обсуждаются. Даже Туском.
Можно будет сколь угодно долго крутить пальцем у виска и объяснять, что Туск не работает в администрации Владимира Владимировича, на российских участников переговоров это никакого впечатления не произведет. Они живут в своем мире. И в этом мире есть приказ построить новый газопровод и договориться с Туском, а с Януковичем ни о чем не договариваться, пока он не поймет, где его место в этом мире, не перестанет корчить из себя президента суверенного государства, кокетничать с Западом и подписывать оскорбляющие достоинство Газпрома документы вроде Энергетической хартии. А украинские участники переговоров живут в своем мире, где есть указание снизить цену на газ, не идя ни на какие серьезные уступки Москве. Именно поэтому участники переговоров никогда ни о чем не договорятся — вне зависимости от того, будет в самом деле построен второй «Ямал» или нет.