На одном из телевизионных шоу премьер-министр Николай Азаров, задумавшись над ситуацией с отечественными дорогами и реакцией на эту ситуацию у населения, удивленно вопросил: «Неужели кто-то думает, что в украинской власти работают дураки?» И неужели он, Николай Азаров, похож на дурака?
Конечно, у многих появится хулиганское желание так и сказать премьеру: да, дураки вы все, конечно, поэтому и дороги у нас такие! Но это будет не просто оскорбление — это будет неправда. В украинской власти работают отнюдь не дураки. Только дурак мог бы в сложившейся системе коррупционных отношений не нажиться на дорогах. Дороги — всего лишь составляющая системы, в которой деньги «экономятся», а вырученные суммы передаются по цепочке до самых вершин, на которых восседают тоже совсем не дураки. И это касается не только дорог. Это касается всей нашей жизни.
Сказать, что все дело в коррумпированном авторитарном правлении, — значит, не объяснить ничего. В Беларуси тоже коррумпированное авторитарное правление — Януковичу еще учиться и учиться, — а дороги не сравнятся с украинскими. Но это логично. Белорусское правление — советского типа. Тамошний чиновник заперт в своей стране, он не может позволить себе виллу во Франции и деньги на зарубежном счете. Да, он высасывает из своей страны все, что может, но заинтересован в том, чтобы нормально проезжать по ее дорогам, чтобы города были чистыми. Да и сам «батька» — он же тоже заперт. Вот и воспринимает всю Беларусь как свое большое поместье, которое нужно обдирать, но и обустраивать по возможности там, где интересы власти и граждан совпадают. И эта философия передается всему чиновничьему клану. Отставка, уход из власти для чиновника — катастрофа. Иначе заработать, как при должности, в Беларуси просто нельзя.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Украинский, как, впрочем, и российский чиновник — гастарбайтер. Он прекрасно понимает — не дурак! — что делать в разоренной стране ему нечего, что единственный смысл ее существования — это дать ему возможность заработать деньги на свое пропитание и безбедную жизнь своих детей, внуков, правнуков, праправнуков, прапраправнуков, прапрапраправнуков... Ну, кажись, всех обеспечил! Он живет в этой стране в закрытом городке, как белый колонизатор в Африке: жизнь «дикарей» из предместий его совершенно не интересует, даже если сам он родом из какой-нибудь Макеевки. Тот, кто не выбился, лох, а презрения к лохам во власти не скрывают. Дороги строят для царя, чтобы он спокойно доезжал до Межигорья. По всем остальным дорогам можно ездить и на внедорожнике, а еще лучше — летать на частном самолете, чтобы «дикарями» не пахло. В хороших качественных дорогах в Украине они не заинтересованы именно потому, что не дураки: если начнут строить качественные дороги, то это будет означать, что деньги, которые могли бы достаться прапрапрапрапраправнукам, уйдут на удовольствие лохов — а это, говоря интеллигентным языком, западло.
Поэтому смешно жаловаться на Укравтодор и думать, что ямы засыпят и дороги починят. При системе открытой миру авторитарной страны украинцы обречены ездить по дорогим плохим дорогам еще долгие десятилетия. Если они хотят изменить дороги, они должны изменить саму дорогу, изменить страну, в которой живут они и в которой не живут те, кто ими управляет.