Продажу еще недавно всевластным украинским олигархом Валерием Хорошковским телеканала «Интер» многие восприняли чуть ли не как крах оборотистого бизнесмена и урок для других толсосумов, которые теперь должны сидеть тихо и бояться, что и у них что-нибудь отберут.
Но на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны: за свои услуги, оказанные режиму Виктора Януковича, Хорошковский получил достаточное количество денег. Тут вопрос в целеполагании: ради чего Хорошковский занимал все свои должности? Ради денег или ради власти? Для чего он игрался в европейского интегратора? Ради репутации или ради денег? Для чего активно участвовал в уничтожении международного имиджа страны и посадке Юлии Тимошенко? Ради усиления власти или ради денег? Зачем уничтожал другие телевизионные каналы? Ради борьбы с конкурентами или ради денег? Для чего стал «демократизировать» телеканал «Интер»? Ради вдруг вспыхнувшей любви к цивилизации или ради денег?
Я все-таки склонен думать, что ради денег, и уже потому ситуация, в которой оказался бывший первый вице-премьер, жалости у меня не вызывает. А кто бы стал жалеть человека, который заработал $2,5 млрд на воздухе? Ведь все мы прекрасно знаем, что процедура покупки структурами, близкими к Хорошковскому, канала «Интер» более чем сомнительна — и теперь Валерий Иванович навсегда избавлен от головной боли. Все мы прекрасно понимаем, что «Интер» не стоит таких денег, ну никак. И даже если Хорошковскому на самом деле пришлось поделиться деньгами со счастливым покупателем, все равно он урвал солидный куш, на который вряд ли рассчитывал. Вернее, рассчитывал, все организовал для его получения, но мог не надеяться, что режим так быстро договорится с ним.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Хорошковский великолепно использовал возможности «управляемой демократии» на вверенном ему предприятии. С помощью понимающих людей он создал ширму в виде общественного совета, призванного следить за «объективностью» новостей, — и интеровские «Подробности», уже напоминавшие многим своим зрителям программу «Время» брежневских времен, вдруг стали замечать в Украине Януковича отдельные недостатки. Он закрыл программу Евгения Киселева, важные моменты которой интересовали политтехнологов из президентской Администрации, и открыл новую программу Анны Безулик, которая в сложившейся ситуации отношений Хорошковского с властью автоматически замыкалась на сам телеканал. Наверное, у него были еще планы, но они не понадобились. От него откупились, и теперь корабль пропагандистской машины режима вернется на круги своя. Новому владельцу канала (кто бы им ни был на самом деле, будем считать, что это Дмитрий Фирташ) нет никакого резона злить власть, потому что у него «Интер» за такие деньги уже никто не купит.
Но означает ли это, что «олигархи» должны быть напуганы судьбой Хорошковского? Я по-прежнему не вижу, чего там пугаться и кому сочувствовать. По-моему, наоборот: каждый из них увидел, что может получить огромного отступного, если начнет пугать власть своими возможностями — телевизионными, банковскими, авиационными, да какими угодно, лишь бы дали денег. В условиях, когда в мутной воде украинской экономики скоро нечего уже будет ловить, такое «раскулачивание» режима является самым верным способом заработка для тех, кто привык использовать государство в качестве ресурса для обогащения. Хорошковский просто продемонстрировал, как это можно сделать эффективно.
Коллаж Андрея Дмитренко