Новые обвинения, выдвинутые против бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко Генеральной прокуратурой Украины, — еще одно подтверждение той виртуальщины, в которую окончательно погрузилась наша власть.
Казалось бы, накануне саммита Украина — Европейский союз в Киеве должны были бы сделать все возможное для того, чтобы внимание Брюсселя не было приковано к Тимошенко. Ведь ее заключение — это одна из основных причин отсутствия прогресса в подписании Соглашения об ассоциации с ЕС. И даже если согласиться с мыслью, что Виктор Янукович и его окружение не собираются выпускать Тимошенко ни при каких условиях, это не означает, что они должны сознательно обострять конфликт. Но происходит именно это — складывается даже впечатление, что украинский президент стремится либо к срыву саммита, либо к скандалу на саммите.
Но я уверен, что никакого такого стремления у президента и его сотрудников нет и быть не может. А есть дремучая провинциальность украинской политики, которая наблюдается и у простого обывателя, и у прожженного баловня судьбы. Эта провинциальность подразумевает переоценку роли страны в мировом раскладе сил. В Киеве до сих пор не могут понять, что Украина не очень волнует Европу и Россию, и убеждены, что ради привлечения нашего государства на свою сторону Брюссель и Москва пойдут на любые уступки. Именно поэтому перед саммитом с европейцами в СМИ совершенно неслучайно была вброшена информация о возможной поездке Виктора Януковича в Москву накануне встречи с представителями ЕС. В Киеве по неведомым причинам убеждены, что европейцы такой встречи жутко испугаются, а Путин так перепуган самим фактом диалога Януковича с руководством ЕС, что пойдет на любые уступки — вплоть до бесплатного газа, лишь бы дорогой Виктор Федорович ни на что не соглашался. И только когда путинский пресс-секретарь жестко заявил, что Януковича в российской столице никто не ждет, пресс-секретарю президента Украины пришлось делать хорошую мину при плохой игре и утверждать, что Виктор Федорович никуда не собирался. Еще как собирался! И об этом как раз свидетельствует то, что сценарий, подготовленный на фоне московского визита Януковича, продолжил свое развитие, его просто не стали отменять. Украинское руководство решило, что европейцы будут настолько деморализованы самим фактом поездки Януковича в Москву, что «проглотят» и новые обвинения в адрес Тимошенко — куда денутся!
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
У этой уверенности есть свои основания. Как известно, готовность провести саммит Украина — Евросоюз в Брюсселе была выражена накануне последней — как и следовало ожидать, совершенно бессмысленной — встречи Путина и Януковича. Это заурядное совпадение дат. В Еврокомиссии долго обсуждали, когда проводить встречу, проводить ли вообще, не перенести ли ее на более поздний срок и т. д., и когда пришли к компромиссу, то и позвонили Януковичу. В Киеве же это было воспринято именно как проявление страха. Удивляться этому не приходится, потому что именно так воспринимают политику все авторитарные и террористические режимы. Вспомним хотя бы крах ближневосточного урегулирования после знаменитых договоренностей тогдашних лидеров Израиля и Палестинской автономии — Эхуда Барака и Ясира Арафата. Когда Барак согласился на беспрецедентные территориальные уступки и провозглашение Палестинского государства, Арафат воспринял это как проявление слабости и вместо согласия спровоцировал беспорядки и взрыв террора на землях автономии. В результате сегодня палестинцами правят два правительства; территория, на которой они могли бы создать жизнеспособное государство, уменьшается, а главное — у израильтян исчезла вера в то, что с безответственными партнерами можно договориться о чем-то серьезном.
Янукович — это и есть украинский Арафат. «Мягкую силу» Европы он воспринимает как слабость. Президент Украины привык всерьез считаться только с грубой силой, и в этом он не очень отличается от обслуживающего персонала — от политиков, думающих только о бизнесе, до лояльных проходимцев-экспертов, давно уже продавших душу дьяволу. Именно по этой причине Януковичу проще договариваться с Россией, давящей всерьез и без оговорок, чем с Европой, пытающейся его вразумить. Проблема Януковича исключительно в том, что в Москве не собираются с ним договариваться, а в Брюсселе не собираются ему потакать.
Коллаж Андрея Дмитренко