Главная задача — не подписывать в ускоренном порядке ни к чему не обязывающие документы, а добиться того, чтобы Украина из этого Таможенного союза вышла.
После Ашхабадского саммита стран — членов СНГ, на котором президент Виктор Янукович вновь отверг возможность присоединения Украины к Таможенному союзу, отметив, что наше государство должно интегрироваться в него «частями», представители украинской общественности по совершенно непонятным причинам стали говорить о вступлении в ТС как о деле решенном. И на этом основании требовать от Европейского союза подписания Соглашения об ассоциации с Украиной без выполнения ею соответствующих политических условий.
Не будем, впрочем, рассчитывать, что европейцы отреагируют на эти инфантильные призывы и поставят свои подписи под соглашением со страной, скатывающейся в авторитарное болото. Дело не в полемике вокруг Соглашения об ассоциации — в необходимости и важности его подписания не сомневаются, кажется, все основные политические силы страны, за исключением разве что коммунистов. Дело в том, что вне зависимости от отношения к этому документу Украина уже давно является фактическим членом Таможенного союза.
Судите сами: разве страны — члены ТС отличаются какой-либо общей экономической системой, взаимоприемлемыми правилами игры? Вовсе нет. Россия — уже член ВТО, Казахстан ведет переговоры о вступлении в эту организацию, а Беларусь даже и близко к ним не подобралась. Существует ли между членами ТС что-то, отдаленно напоминающее европейские интеграционные структуры? Экономическая комиссия не может и близко подобраться к реальному регулированию правил игры, идея общего парламента отвергается и белорусами, и казахами, Путин — не президент ТС, но никакого другого евразийского «ван Ромпея» не существует. То, что составляет суть прибылей в постсоветских экономиках — энергоносители, — фактически выведено за рамки интеграции. Тогда что же объединяет государства ТС?
Прежде всего доминирование «семейной» экономики и ее попутчиков-олигархов. В России со времен Семьи первого президента Бориса Ельцина никакие стратегические экономические решения не принимаются без одобрения первого лица. Если возникает необходимость, частный сектор безжалостно уничтожается в пользу государственной экономики. Но самое главное: любой бизнесмен, любой крупный инвестор должен иметь особые отношения с Семьей первого президента и окружением второго. То же самое и в Казахстане: без одобрения Нурсултана Назарбаева даже бабочка не перелетит с одного куста на другой, а Семья первого президента страны занимает прочные позиции в стратегических отраслях экономики. То же и в Беларуси: первый президент страны Александр Лукашенко является безусловным хозяином положения в полугосударственной, полуфиктивной экономике, его дети контролируют власть, а младшенький уже примеряется к царской короне. Украина Януковича ничем от стран ТС в этом смысле не отличается.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Следующая общая черта — доминирование сырьевого вектора в экономическом развитии. Любое резкое падение цен на нефть сразу же ставит российскую экономику на грань выживания. Как, впрочем, и казахстанскую. Белорусская существует за счет дешевой российской нефти. Украинская — благодаря дешевому российскому газу, позволявшему еще недавно наполнять бюджет за счет доходов металлургии и химии, чья демпинговая цена на мировом рынке зависела от российской благосклонности.
В политической жизни — доминирование первого лица и фактическая деградация правовой системы, законодательной власти, надзорных органов. Тут от России, Казахстана и Украины отличается как раз Беларусь, где решили не создавать «партию власти», а правят по старинке. Ну и сильных олигархов на родине Лукашенко тоже нет, так что особо не с кем балансировать интересы.
Таких примеров разительного сходства между Украиной и странами ТС можно привести превеликое множество, я напомнил только о самых очевидных. Поэтому всегда хочется спросить тех, кто призывает подписать Соглашение об ассоциации с властью, которая и не думает меняться: когда вы пугаете нас и Запад Таможенным союзом, почему вы не хотите увидеть того, что цивилизационно Украина уже там? И наша задача — не подписывать в ускоренном порядке ни к чему не обязывающие документы, а добиться того, чтобы Украина из этого Таможенного союза вышла. Да, вышла! Виктор Янукович может никогда не подписать Соглашения о вступлении Украины в ТС, но он сделал все, чтобы наша страна стала полноценным продолжением постсоветской цивилизации. И любая уступка Европы только законсервирует создавшееся положение на долгие годы, если не на десятилетия.