Не знаю, нужно ли объяснять, к чему может привести заявление торгового представителя США Рона Кирка, сделанное во время встречи с министром иностранных дел Украины Константином Грищенко.
А посол Рон Кирк, между прочим, выразил серьезную обеспокоенность США запросом Украины о пересмотре связанных пошлин на более чем 350 товаров, на которые она согласилась при вступлении в ВТО в 2008 году. Он назвал украинскую акцию беспрецедентной и заявил, что она может подорвать многостороннюю торговую систему, напомнив, что американскую позицию поддерживают почти все значительные торговые партнеры Украины — более трети всех членов ВТО.
Украина действительно оказалась одна — против того самого мира, у которого она вынуждена просить кредиты. Без всякой поддержки — потому что Россия, которая, по идее, заинтересована в ее торговом демарше, только и ждет экономического и политического поражения Виктора Януковича и его правительства, открывающего ей дорогу к украинской собственности. И без всякого понимания цивилизованного мира — потому что страна, чья экономика находится в столь катастрофическом состоянии, как украинская, не затевает торговых войн.
Украинское правительство, конечно же, скажет, что ничего не нарушило и действует в строгом соответствии с уставом ВТО и с целью защиты отечественного производителя. Но его никто и не обвиняет в нарушениях. Поражает практически полное непонимание реалий современного мира, свойственное скорее чиновникам из Северной Кореи, чем олигархам, проводящим основную часть жизни на Лазурном берегу или Сардинии. Эти люди будто выпали из современного контекста. Они не понимают, что торговые войны — удел сильных, а не слабых. Это Соединенные Штаты, или Китай, или Япония могли бы позволить себе конфликт с большинством стран-членов ВТО, прекрасно понимая, что ничего не теряют в случае поражения. А Украина рискует потерять намного больше, чем просто изменение квот, — будущее.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Считается, что правительственные решения тщательно готовятся разными экспертами, анализируются с точки зрения возможных рисков. Остается только гадать, есть ли эти эксперты сейчас, советуются ли с ними, или же правительственная воля зависит от предпенсионного сумасбродства премьера или сиюминутных интересов лоббистов, заинтересованных в умножении прибыли. В любом случае, все это можно было предугадать — и раздражение Соединенных Штатов и Европейского союза, и негодование большей части стран — членов ВТО, и возможный репутационный ущерб. О последствиях торговой войны может рассказать любой выпускник экономического факультета. Но нами правят, как известно, профессора, а не выпускники.
Появляется уверенность: эти люди никогда не допустили бы присоединения Украины к ВТО, как не допускает этого в отношении собственной страны их тайный кумир Александр Лукашенко. Они вели бы переговоры до бесконечности, затягивали, перетягивали, ставили бы безумные условия, произносили бы красивые речи. Но им не повезло с народом, которому удалось на несколько лет отлучить их от кормушки, — и в результате Украина оказалась там, куда они ее никогда бы не привели.
И теперь они делают все возможное, чтобы «минимизировать ущерб», — словом, вернуть нашей экономике совково-олигархический характер, который позволяет им получать куда больше денег, чем в условиях конкуренции. Внутри страны они уже навели порядок, превратив экономику в разновидность «малины» и поставив под сомнение саму возможность ее выживания в случае экономического кризиса. Теперь осталось только разобраться с внешним миром...