Контракти.ua

Автор: Надежда Гончарук —  2551  —  07.12.12
Выбираем самое выгодное предложение пакетных телеком-услуг
Выбираем самое выгодное предложение пакетных телеком-услуг

В Украине на рынке проводного скоростного интернета сложилась парадоксальная ситуация: крупные города практически полностью покрыты сетями, а проникновение скоростного интернета в городах с населением менее 50 тыс. человек крайне невелико.

За последний год абонентская база десяти крупнейших украинских провайдеров проводного скоростного интернета, по данным консалтинговой компании E&C, увеличилась более чем вдвое – с 1,5 млн до 3,5 млн клиентов.

Кроме органического роста основных игроков в небольших городах, рост абонентской базы обеспечила активность компаний в сфере М&А. Локальных игроков покупали Воля, Фринет, Датагруп, ходили слухи об объединении Укртелекома и Веги под управлением СКМ.

Несмотря на столь значительный рост, рынок доступа в сеть находится в стадии насыщения, а некоторые операторы фиксируют отток собственных абонентов. Сложилась парадоксальная ситуация: крупные города Украины практически полностью покрыты сетями, в то же время проникновение скоростного интернета в городах с населением менее 50 тыс. человек невелико. Поскольку счет одного абонента сегодня достигает 50 грн в месяц, в небольших населенных пунктах предоставление доступа в интернет попросту не окупится. «Основные тенденции третьего квартала – удержание абонентов за счет предоставления комплексных услуг и внедрение дополнительных сервисов», – отмечают аналитики E&C.

Все в одном

Сфера деятельности лидеров рынка фиксированного ШПД не ограничивается доступом в интернет. Все большее число игроков рынка делают ставку на конвергенцию – слияние различных типов передачи данных и расширение сервисных предложений.

С точки зрения операторов конвергенция – способ привлечения и удержания клиентов на насыщенном рынке, поскольку обычные маркетинговые акции и реклама на них практически не действуют. «Процент абонентов двух услуг в общем распределении базы ежемесячно растет на несколько процентов, – утверждает директор по маркетингу компании Воля Ярослав Гуменюк. – Пользование несколькими услугами значительно влияет на отток – его показатель для «бандл»-абонентов (пользуются пакетными предложениями – ред.) значительно ниже, чем среди пользователей одной услуги».

«Когда оператор полностью удовлетворяет все потребности абонента в услугах связи, риски потери клиента снижаются», – поясняет заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский.

По данным компании Датагруп, лояльность абонентов можно увеличить помощью дополнительных услуг и пакетных предложений. А роль сервисов при выборе оператора на высококонкурентном рынке крупных городов трудно переоценить. «Конвергентность, несомненно, значительное конкурентное преимущество, расширение существующих возможностей», – считает директор по маркетингу массового рынка компании Киевстар Виталий Ворожбит.

С точки зрения потребителя пакеты – экономия времени и денег при оплате счетов, получение в одном пакете различных сервисов. «Абонент может оплатить обе услуги по единому счету, воспользоваться единой службой поддержки. И, естественно, сэкономить на услугах, как при подключении, так и при дальнейшем пользовании», – объяснили Контрактам в Укртелекоме. По словам Вышлинского, основное преимущество конвергентности заключается в том, что в пакетных решениях услуга стоит дешевле, чем каждая по отдельности – в итоге, абонент платит меньше. Для операторов конвергенция означает и больший платеж с одного абонента, который на 20% выше среднего ARPU. «В основном на рынке ШПД средний ARPU падает из-за демпинговых стратегий операторов. У нас среднемесячный платеж домохозяйства растет за счет увеличения количества пакетных предложений и расширения пользования новыми сервисами», – рассказывает Гуменюк. В то же время снижаются расходы на обслуживание одного абонента, потому что предоставлять несколько услуг на основе уже построенной сети проще и дешевле.

Пакетные предложения  крупнейших  операторов

Не лишним будет отметить, что некоторые потребители не любят тратить время на подбор различных телеком-услуг, им проще поддерживать отношения с одним оператором, у которого можно заказать все услуги сразу. «Практически каждый житель Украины пользуется несколькими телеком-услугами – мобильной связью, фиксированной телефонией, домашними интернетом и телевидением», – рассказал Ворожбит о потенциале объединения сервисных предложений.

Наиболее активно конвергентные услуги продвигают лидеры рынка. Укртелеком предлагает услуги фиксированной телефонии, при этом компания, используя технологию ADSL, подключает пользователей через собственную телефонную сеть к интернету. Киевстар продает услуги мобильной связи, включая мобильный скоростной интернет, но при этом оператор построил собственную ШПД-сеть, доставшуюся от слияния с украинским Beeline, и теперь активно подключает абонентов к пакетным предложениям. Воля считается крупнейшим ТВ-провайдером, используя собственную кабельную сеть, она предоставляет своим абонентам ШПД по технологии DOCSIS. Харьковский Triolan предлагает услуги кабельного ТВ, но также подключает к фиксированному интернету через кабель и мобильному с помощью Wi-Fi. Оператор Датагруп предлагает интернет, фиксированную телефонию и услуги кабельного телевидения.

Мал-по-малу

Несмотря на большие перспективы, в нынешнем состоянии конвергенция не значительно влияет на рост доходов операторов, а скорее служит маркетинговым инструментом для привлечения новых и удержания существующих абонентов.

После подключения клиента к пакету из фиксированных, мобильных и интернет-сервисов доход компании увеличивается на 5-15%. Для привлечения абонентов провайдеры предлагают пакетные предложения, которые включают в себя сразу несколько услуг. Причем цены на акционные пакеты могут быть значительно ниже, чем каждая включенная в них услуга по отдельности. Например, Воля предлагает ТВ-каналы и интернет на три месяца за 100 грн на весь период действия акции. Триолан продает доступ к 75 каналам по телевизору плюс интернет за 100 грн в месяц. Тариф Vega «Вместе дешевле» обойдется в 24 грн/мес абонплаты плюс подключение к фиксированной телефонии и интернету за 84 грн. Кроме того, практически все провайдеры предлагают различные дополнительные сервисы, и, как правило, они бесплатны. Например, в столице лицензию на IPTV получили две компании, однако данную услугу предлагают большинство киевских операторов. За IPTV в тестовом режиме провайдеры в большинстве случаев денег не берут, предлагая услугу в качестве бонуса к основным пакетам.

Как правило, большинство провайдеров предпочитают не столько строить инфраструктуру, сколько поглощать локальных игроков. Но сети потенциальных кандидатов к поглощению, помимо завышенной стоимости, требуют серьезных инвестиций в модернизацию, поскольку они либо не достроены, либо базируются на устаревших технологиях. «Это означает большой объем капитальных вложений с нашей стороны. Средств, на которые мы могли бы развивать мобильный бизнес. Сроки окупаемости фиксированного ШПД-провайдера намного выше, чем у мобильного. Это негативно сказалось бы на динамике развития основного бизнеса компании», – объяснил генеральный директор МТС-Украина Иван Золочевский.

Что касается абонентов, то для них удобство и дешевизна получения нескольких услуг в одном пакете компенсируется качеством. «В пакетных предложениях, к примеру, скорость передачи данных фиксированного интернета либо количество телевизионных каналов, которые предлагает один оператор, может быть ниже, чем у конкурента, который продает аналогичные услуги по отдельности», – поясняет Вышлинский.

Мнение «За»

Виталий Ворожбит, директор по маркетингу массового
рынка компании Киевстар:

Потребитель не ограничивается одной телеком услугой – он пользуется мобильной связью, фиксированной телефонией, домашним интернетом, видео, мультимедийными сервисами. Возможность получать такие услуги через единый интерфейс, от одного провайдера – это экономия времени и денег клиента. Для провайдеров – это возможность предлагать клиентам дополнительные блага, которые появляются на «стыке» различных телеком-услуг. Это общемировая маркетинговая практика. У телеком-провайдеров в Украине также есть комплексные решения, которые включают различные услуги.

Мнение «Против»

Иван Золочевский, генеральный директор МТС-Украина:

Идея конвергенции и синергии с фиксированным бизнесом не нашла способов монетизации. Все понимают, как стать большими, как увеличить капитализацию и абонентскую базу, но совершенно не ясно, какая выгода от этого абоненту, и как на этом могут заработать акционеры. В Украине мы осознанно приняли решение не покупать компании, предоставляющие фиксированный доступ в интернет, сфокусировавшись на решении задач в бизнес-сегменте, продолжая изучать этот рынок. Маржа каждого из операторов, которого мы смотрели существенно ниже, чем маржа, которую мы имеем в мобильном бизнесе. Если наша маржа колеблется в пределах 50%, то средние показатели для бизнеса фиксированного ШПД-интернета – 20-25%.

Статьи по теме
Мобильным операторам запретят списывать деньги за услуги без подтверждения
Мобильным операторам запретят списывать деньги за услуги без подтверждения

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи приняла за основу проект изменений в Правила предоставления телеком-услуг.
18.09.19 — 1229

Киевстар с 21 февраля закроет шесть интернет-пакетов
Киевстар с 21 февраля закроет шесть интернет-пакетов

С 21 февраля мобильный оператор "Киевстар" начинает смену условий некоторых тарифных планов для абонентов предоплатной формы обслуживания. Также прекращают действие шесть интернет-пакетов.
14.02.19 — 5540

Vodafone повышает тарифы на 25%
Vodafone повышает тарифы на 25%

C 15 февраля подорожают пакеты Vodafone Unlim 3G Plus і Vodafone Unlim 3G.
30.01.19 — 1634