Контракти.ua

Автор: Надежда Гончарук —  2941  —  22.11.12
Ветер перемен: почему украинская ветроэнергетика может погубить саму себя
Ветер перемен: почему украинская ветроэнергетика может погубить саму себя

Украина стремительно ворвалась в мировое ветроэнергетическое пространство. По динамике роста мощности ветропарков мы догнали Нидерланды, оставив позади Прибалтику, Венгрию и Кипр.

Развитие рынка началось после введения «зеленого тарифа» в 2009 году, по которому ветропарки продают выработанную энергию госэлектростанциям. В Украине, поскольку она находится в самом начале пути развития альтернативной энергетики, этот показатель считается одним из наиболее высоких в Европе. По данным компании ДТЭК, при среднем показателе по ЕС в 10,1 евроцента за кВт•ч в Украине ставка достигает 11,3 евроцента. Для сравнения: в Испании этот показатель составлял 7,1 евроцента, в Германии — 9 евроцентов. До введения «зеленого тарифа» Украина развивала ветроэнергетику путем государственных дотаций. С начала 1990-х годов было выделено около 500 млн грн на выпуск 170 маломощных, устаревших и малорентабельных ветрогенераторов. Но после стимулирования отрасли завышенными тарифами на закупку «ветряной» электроэнергии туда пришли инвесторы. Территория Европы активно застроена ветропарками, поэтому свободного места (а ветропарки занимают немалую площадь) там практически не осталось. В Украине обширные степные районы остаются незанятыми, так что потенциал у нас большой. Общая мощность всех отечественных ветроэлектростанций составит 300 МВт в 2012-м, но это в 200 раз меньше, чем у лидеров рынка — США и Германии.

Несмотря на многообещающее будущее, отечественная отрасль столкнулась с рядом проблем, которые могут помешать ее динамичному развитию.

Проблема № 1. Деньги

Ветропарки стоят весьма недешево, и чтобы привлечь западные деньги, необходимы убедительные гарантии их возврата и хорошая маркетинговая стратегия проекта. К примеру, финансирование Ботиевской ВЭС от ДТЭК на 35% осуществлялось за собственные средства компании, оставшиеся 65% — заемные. Инвестиции в строительство станции установленной мощностью 200 МВт составят свыше EUR350 млн (первая очередь — 19 ветротурбин — была завершена нынешним летом, до конца года откроется еще 11 установок). «Высокая стоимость привлечения ресурсов и непродолжительный срок предоставления кредита в украинских банках вынудили нас искать финансирование за рубежом. Решением стало ЭКА-финансирование — привлечение кредитных ресурсов под гарантии экспортного кредитного агентства страны — производителя оборудования, что позволило получить финансирование на продолжительный срок при выгодных условиях, — объяснили Контрактам в пресс-службе компании «Винд Пауэр». — Финансирование проекта накладывает определенные ограничения на выбор поставщика ветротурбин». В частности, это связано с необходимостью страхования «страновых» рисков Украины в зарубежных экспортно-кредитных агентствах, у которых есть жесткие требования к поставщикам оборудования и технологий на объекты финансирования.

Проблема № 2. Большой потенциал

В Украине ставки «зеленого тарифа» выше, чем во многих странах Европы

В Украине наблюдается ажиотаж среди девелоперов в сфере возобновляемых источников энергии. Общая мощность заявленных проектов превысила 16 ГВт, в то время как энергосистема Украины не может ни технически, ни экономически реализовать заявленный объем. По данным Винд Пауэр, с учетом состояния сетей и наличия маневренных мощностей максимальный объем мощности для всех видов «зеленой» энергии — 6 ГВт. Кроме того, практическая реализация проектов альтернативной энергетики требует долгосрочных инвестиций со сроком окупаемости шесть-семь лет, а также существенной технической и инженерной экспертизы. Впрочем, как нас заверили в НАЭР, сеть и станции работают в нормальном режиме. В 2000 году пропускная способность отечественной энергосистемы составляла более 298 млрд кВт•ч. С тех пор не было построено ни одного нового объекта, тем не менее последние несколько лет пропускная способность составляет 170 млрд кВт•ч. Однако в НАЭР признали, что «проблемы в определенных регионах» есть. Для сравнения: в прошлом году украинские ветропарки выработали почти 89 млн кВт•ч электроэнергии.

Проблема № 3. Закон

Третье препятствие — поправки к Закону «Об электроэнергетике», в соответствии с которыми «зеленый тариф» получат те ветростанции, при строительстве которых доля украинских компонентов (сырье, оборудование, работы) составит 30% проекта (с января 2013-го, сейчас — 15%), после 2014 года — 50%. Отличием между политикой ЕС и Украины является требование о «местной составляющей», которое может стать одним из главных барьеров современного ускоренного развития ветроэнергетического сектора. На данный момент в нашей стране нет национального производства современных ветротурбин мегаваттного класса, способного удовлетворить спрос сектора в соответствии с требованиями действующего законодательства, акцентируют представители УВЭА.

Решить данную проблему можно путем открытия в Украине локального производства иностранных компаний. «Начиная с определенного времени без локальной составляющей мы не сможем двигаться дальше, — заявили в Винд Пауэр. — Поэтому с производителями, с которыми ведем переговоры, мы обсуждаем такую возможность и ставим это как условие сотрудничества с ДТЭК».

Статьи по теме
Міненерго ще на місяць відклало зміну тарифів на електроенергію
Міненерго ще на місяць відклало зміну тарифів на електроенергію

Міністерство енергетики відклало на місяць запровадження нової моделі ПСО (покладання спеціальних обов'язків) на ринку електроенергію.
25.06.21 — 1126

Депутаты хотят лишить Ахметова миллиардных льгот
Депутаты хотят лишить Ахметова миллиардных льгот

Отмена льгот коснется и других инвесторов "зеленой" энергетики.
14.01.20 — 1030

Электрический шторм
Электрический шторм

Внедрение рыночных отношений в электроэнергетике Украины в очередной раз продемонстрировало, что проведение реформ не терпит суеты, что новому правительству приходится в срочном порядке пытаться исправлять сложившуюся ситуацию.
16.09.19 — 1141