Внедрение рыночных отношений в электроэнергетике Украины в очередной раз продемонстрировало, что проведение реформ не терпит суеты, что новому правительству приходится в срочном порядке пытаться исправлять сложившуюся ситуацию.
Оказались не готовы
Мирные акции протестов металлургов, информационная война в СМИ, решения судов, приостанавливающие действие новых тарифов на передачу электроэнергии для ряда предприятий, высокие риски остановки производства на предприятиях целых отраслей промышленности. Все это – первые итоги внедрения рынка электроэнергии в Украине. И хотя первое время выступления против роста тарифов на электроэнергию для промышленности пытались подать как очередной конфликт между финансово-промышленными группами, то с расширением участников протестных акций стало понятно, что проблемы носят системный характер.
Закон Украины «О рынке электрической энергии», согласно которому изменились правила на рынке электроэнергии, еще в процессе принятия перетерпел множество поправок и изменений, и даже на момент принятия оставалось множество вопросов по функционированию предлагаемой модели. Попытки отсрочить вступление в силу закона потерпели неудачу, несмотря на то, что профильные ассоциации и международные эксперты указывали на опасность неподготовленного и спешного запуска рынка электроэнергии в установленные сроки, т.е. с 1 июля 2019 года. Тем не менее, Верховный Совет предыдущего созыва проигнорировал предупреждения и оставил требования закона в силе.
Промышленность против
Первое, с чем столкнулись потребители после старта рынка электроэнергии, – значительный рост тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей. Это поставило предприятия, прежде всего, в сфере электрометаллургии, на грань выживания: «До старта рынка электроэнергии тариф на передачу электроэнергии для комбината был 57 грн. за мегаватт, и все работали. В июле 2019 г. тариф повысили до 347 грн., а в августе – до 312 грн. за мегаватт», – сообщил генеральный директор Побужского ферроникелевого комбината Олег Беспалов. – «Для нашего предприятия рост тарифа — это экономический приговор. Комбинат остановится. Ведь 45% всех затрат – это электроэнергия. Действие новых тарифов оставит нас без работы, а посёлок, в котором мы живём, лишится единственного кормильца».
Кроме того, прозвучали заявления металлургических компаний и о создании искусственного дефицита электроэнергии: «За 1,5 месяца работы нового рынка электроэнергии компания не могла купить электроэнергию в полном объеме из-за отсутствия предложения со стороны поставщиков, даже по максимальной цене» , – заявили в пресс-службе компании «Интерпайп».
Энергетики вынуждены признать, что с введением рынка по их оценкам тарифы выросли на 20-30%. «Рост цен на электроэнергию вызван тремя составляющими: увеличением цены на электроэнергию как товара, ростом «зеленой» энергетики и компенсацией «зеленого» тарифа», – объяснил на пресс-конференции рост цен на электроэнергию руководитель НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук. По его мнению, исправить ситуацию можно только, если изменить действующую систему специальных обязательств на рынке, вернув на рынок электроэнергию, производимую НАК «Энергоатом», ведь 90% его продукции идет на потребности населения.
Работа над ошибками или повторение пройденного?
Последовавшие вслед за началом работы нового рынка электроэнергии мирные протесты и оспаривание в судах законности новых тарифов привели к тому, что часть промышленников добилась судебного запрета на введение новых тарифов на передачу электроэнергии для своих предприятий. Это, а также угрозы остановки некоторых меткомбинатов, что неминуемо привело бы к усилению социальной напряженности в ряде регионов, вынудило правительство искать пути решения проблемы. Правда, эти поиски ограничились перераспределением затрат на компенсацию «зеленого» тарифа за счет производителей электроэнергии из традиционных источников и промышленных потребителей и снижением тарифа на передачу электроэнергии НЭК «Укрэнерго». Об этом сообщила пресс-служба регулятора 30 августа 2019 г. Согласно Постановлению НКРЭКП № 1781, с 01.09.2019 года тариф на передачу электроэнергии был снижен с 312 грн/МВт-час в августе до 116,54грн/МВт час для небытовых потребителей.
«Безусловно, желание правительства и регулятора идти навстречу промышленникам - положительный момент. Но пересмотр тарифов говорит о том, что предыдущими постановлениями была совершена ошибка, которую государство должно признать и исправить. Пока же она исправлена частично, ведь вопрос переплаты предприятиями в июне-августе за распределение электроэнергии по стоимости 34 и 31 коп. данное решение не снимает» – прокомментировал снижение тарифов в интервью Олег Беспалов.
Электрический шторм 2.0?
Собственно, спешно принятые меры по снижению напряженности в отношениях между промышленностью и электроэнергетиками не решили проблему полностью. Представитель Президента в Кабинете Министров Андрей Герус в своем Facebook раскрыл некоторые подробности принятого правительством решения, суть которого свелось в поиске источника финансирования «зеленой» энергетики: «Это почти 30 млрд. грн. в год. Раньше эти «зеленые» тарифы через тариф Укрэнерго было положены на небытового потребителя. Теперь в результате Постановления Правительства и Постановления НКРЭКП, часть «зеленых» тарифов будет оплачиваться небытовыми потребителями, а большая часть Энергоатомом и Укргидроэнерго», – отметил чиновник. По его расчетам, это позволит снизить тариф для небытовых потребителей на 20 коп./КВт час. При этом средневзвешенная цена на «эеленую» электроэнергию осталась в размере 4800 грн/МВт-час.
Иными словами, промышленности предложили вариант, когда после повышения тарифов в 5-6 раз, его рост ограничили повышением в 2-3 раза по сравнению с июньскими ценами на электроэнергию. Устроит ли подобный подход к ценообразованию в условиях нового рынка электроэнергии, пока неизвестно. Но в кругах металлургов уже поднимается вопрос о компенсации за неоправданное повышение тарифов в июле-августе 2019 года: «По логике вещей, компенсировать убытки должны нам. Ведь в нашей ситуации это ведет к сокращению программ ремонтов. Приостановка и перенос сроков по программам модернизации, реконструкции производства – а это программы как энергосбережения, так и экологические. Нам приходится идти на такие меры, чтобы сохранить комбинат в работоспособном состоянии.
ПФК считает, что направление государством средств одних субъектов хозяйствования по специальным обязательствам государства перед другими субъектами хозяйствования неправомерен. Поэтому мы будем отстаивать свою правоту в суде. А в целом – необходим механизм компенсации переплаченных предприятиями сумм в июле-августе для исправления подобных недопустимых подходов», – выразил свое мнение Олег Беспалов.