Украинские политики в соцсетях чересчур зациклены на том, что они политики. Эксперты советуют им быть проще и не стесняться самим делать первый шаг, предлагая свою дружбу простым пользователям.
Судя по тому, как кандидаты в депутаты ВР на этих выборах использовали социальные сети, складывалось впечатление, что они просто отдают дань моде (спасибо фильму «Социальная сеть» и организаторам переворотов в Египте и Тунисе), но как применять этот инструмент, ни они, ни их штабисты в большинстве своем не имеют ни малейшего представления.
Самые распространенные ошибки — использовать сеть только в период кампании, сугубо как дополнительный элемент распространения всего массива информации, производимого штабом, без личного участия самого хозяина страницы. В результате разрушается основная концепция сетей: непосредственное участие автора в коммуникации с другими людьми, привлечение новых сторонников и эффективное распространение идей. Но главное — теряется доверие интернет-пользователей к такому кандидату. И если, к примеру, лидеру Партии регионов Николаю Азарову, не ограниченному в средствах распространения информации, такой подход простителен, то для лидеров оппозиции, у которых доступ к СМИ ограничен, непозволительная роскошь так непродуктивно использовать этот мощный канал распространения информации. Арсений Яценюк сам ведет свою страницу, но за всю избирательную кампанию не написал практически ни одного поста. Олег Тягнибок «вспомнил» о своей странице и начал активничать, только когда понадобилось звать людей на митинги и акции по защите результатов выборов. Виталий Кличко вообще доверился пресс-службе и превратил свою страницу в список фотоотчетов о встречах и анонсов событий. В итоге количество подписчиков у таких политиков редко переваливает за 5 тысяч, при этом объем активных читателей («лайкнувших» сообщение) в лучшие дни с трудом дотягивает до 200–300, а активных комментаторов — до 60.
Даже самые активные программы использования сетей «с нуля» за два-три месяца могут принести только 1,5% голосов
В украинском интернете наиболее массовой площадкой политически активных людей оказался Facebook (Tweeter и Livejournal в нашей стране прижились хуже). Сеть «ВКонтакте» — территория более молодого поколения, и используется она преимущественно для знакомств. В еще меньшей степени политически активны пользователи сети «Одноклассники». Но даже в этой группе можно собрать немало сторонников. Для достижения максимального эффекта к каждой из социальных сетей должен быть свой подход, с учетом специфики. Но так как аудитории этих соцсетей практически не пересекаются, то в большинстве случаев кандидаты ограничиваются полным дублированием «ВКонтакте» своих сообщений из Facebook.
Практика показывает, что даже самые активные программы использования сетей (например, Игорь Тупикин, харьковский округ № 171) «с нуля» за два-три месяца могут принести только 1,5% голосов избирателей на мажоритарном округе в мегаполисе. Поэтому для достижения максимального эффекта с интернетом надо работать длительное время. Так поступали активные и относительно эффективные Татьяна Монтян, Ирина Геращенко, Анатолий Гриценко, Олесь Доний и многие другие. Немаловажно и место, где собирается баллотироваться кандидат. Например, Степан Гавриш вел активную кампанию в соцсетях, но вся его деятельность прошла впустую — его 176-й округ в Харьковской области состоял из райцентров и сел, где интернет — диковинка для массового избирателя, поэтому его старания — либо просто блажь, либо задел на будущее.
Так или иначе, но просто писать сообщения и выкладывать свои мысли в сеть, по крупицам собирая сторонников, — слишком длинный путь, который измеряется годами. Приверженцы такого подхода ошибочно полагают, что люди сами к ним придут, потому что они (политики) такие умные и интересные. Что бы ни говорили о чистоплотности такого подхода к работе в сетях, но таким образом политики ограничивают свои возможности в интернете.
Любой политик должен добиться как можно более массовой аудитории, а без дополнительных программ по привлечению подписчиков желаемого эффекта не достигнуть. Речь не идет о виртуальной накрутке количества читателей. Самое банальное средство — реклама. Сети дают возможность определить целевую аудиторию в зависимости от возраста, уровня образования и места проживания, вплоть до населенного пункта. Главное в этом процессе — заинтересовать человека своим рекламным блоком, а для этого потребуется немалая степень креативности и всевозможные подходы для разных категорий людей. Не стоит политику стесняться и лично предлагать дружбу. Особенно, это касается деятелей, которые работают на небольших территориях (мажоритарных кандидатов, кандидатов в мэры или депутаты горсоветов), — поиск друзей также можно фильтровать, в том числе и по населенному пункту.
Более изощренные методы — вирусная реклама, когда информация распространяется самими людьми. Например, это может быть креативный ролик, размещенный на YouTube, карикатура или флеш-игра, которая привлекает внимание многих потребителей и распространяется ими среди своих друзей. В итоге автор (читай — кандидат) становится известен более широкому кругу людей, многие из которых примыкают к числу его сторонников, чтобы быть ближе к источнику информации.
Есть и другие инструменты. Например, создание активных «троллей», ведущих агитацию или контрагитацию в интересах своих создателей. Это и «фэйковые» (ненастоящие) аккаунты (как свои, так и своих конкурентов, в зависимости от целей) и многое другое.
В общем, учиться нашим политикам есть чему. И кто раньше освоит азбуку соцсетей, у того, как свидетельствует опыт их более продвинутых коллег из других стран, с каждыми последующими выборами абсолютно точно будет больше шансов на победу.