Краудфандинг, или народное финансирование, — чрезвычайно популярное в западной интернет-среде направление. С помощью площадок краудфандинга можно в считаные часы собрать денег на реализацию идеи.
Вы верите в силу толпы? Я — верю. Если массы объединяет общая цель, то они способны на многое. Есть замечательный сайт IndieGoGo и замечательный сербский ученый Никола Тесла. Что у них общего?
На Теслу не жалко
Осенью 2012-го Мэтью Инман, создатель юмористического сайта The Oatmeal, с помощью сайта IndieGoGo собрал более $1,3 млн для выкупа у частных лиц помещения бывшей лаборатории Теслы в США и последующего переоборудования ее в музей изобретателя.
Как Инману удалось убедить массы сделать немалое пожертвование? Тесла — едва ли не самый недооцененный гений ученого мира, настоящий гик, инженер, который открыл интернет, радио, беспроводную передачу энергии, неоновый свет, переменный ток, явление магнитной индукции, пульт дистанционного управления и многое другое. Профессиональный иллюстратор Инман опубликовал на сайте The Oatmeal комикс об ученом. Доступно в картинках он объяснил ценность инноваций Теслы, а также рассказал о том, как Томас Эдисон всячески препятствовал популяризации открытий серба. И самое главное — он не забыл упомянуть о том, что заброшенную лабораторию, выставленную на продажу, вот-вот должна была выкупить компания, специализирующаяся на недвижимости. Девелопер планировал снести здание и построить на его месте торговый центр. Инману потребовалось всего несколько недель, чтобы получить необходимую сумму с 33 тыс. человек.
Краудфандинг, или народное финансирование, — чрезвычайно популярное в западной интернет-среде направление. С помощью площадок краудфандинга можно в считаные часы собрать денег на реализацию идеи. В прошлом году объем «народных денег» на десяти популярных платформах составил $123 млн, данные The Daily Crowdsource. В 2010-м совокупная сумма частных инвестиций едва достигала $23 млн.
Как раскошелить массы
Существует две модели сайтов по краудфандингу. Первая — коллективное финансирование проекта, когда инвестор получает заранее оговоренное вознаграждение в обмен на разовый денежный взнос. Вторая — инвестор получает акции или доли в проекте. Площадки, специализирующиеся на вознаграждении, — Kickstarter, RocketHub и WeFund, — в прошлом году «подняли» чуть более $100 млн. Крупнейшая из них — Kickstarter — за все время существования собрала под своей крышей свыше 70 тыс. проектов в сфере музыки, искусства, технологий, видеоигр общей стоимостью $332 млн, из которых только чуть более $40 млн были признаны «неудачными» (проекты, которые денег не собрали). По данным статистической службы сайта, 31 329 идей получили финансирование в размере примерно от одной тысячи до миллионов долларов. Но около 40 тыс. проектов не смогли собрать нужной суммы. Вместе с ростом количества проектов — с 12 тыс. до 31 тыс. за год — выросла и их эффективность. Из $100 млн инвестиций около $85 млн получили проекты, профинансированные на 100%.
Любовь масс способна поддержать самые сумасшедшие идеи
Проекты публикуются различные. Некоторые — чисто коммерческие, другие, как в случае с лабораторией Теслы, — исключительно благотворительные. Надо сказать, что краудфандинг — серьезное подспорье для некоммерческих задумок. Один из основателей Kickstarter Янси Стриклер утверждает, что совокупный бюджет проектов в $150 млн в 2012-м уже превысил годовое финансирование Национального фонда искусств США, составившее $146 млн. В чем преимущество краудфандинга, так это в том, что именно народ верит в уникальные идеи, от которых отказались более осторожные консервативные инвесторы. Например, Брайан Фарго с помощью Kickstarter собрал средства на продолжение популярной в конце 1980-х годов компьютерной RPG-игры Wasteland, первая часть которой дала толчок для появления серии Fallout. Фарго специально создал блог на русском языке, потому что хорошо знал, сколько фанатов постапокалиптических игрушек живут в бывшем СССР. Минимальный взнос в проект составлял $15. Чем выше сумма, тем больше награда. Например, взнос в $75 в случае успеха сиквела даст донору бесплатную версию вышедшей игры на Steam плюс коробочную версию, книгу с концептами, доступ к саундтреку и пр. Вклад в $10 тыс. дает все вышеописанные преимущества плюс приглашение на частную вечеринку Брайана Фарго, Алана Паулиша и остальных членов команды разработчиков в США, в честь донора девелоперы обещают установить в игре храм и подарить ему 50 копий игры. Проект «поднял» почти $3 млн от 60 тыс. человек, а ведь изначально требовал $900 тыс.
Ложка дегтя
Конечно, у краудфандинга есть свои недостатки. Это и доставка платежей, что особенно актуально для украинских компаний, и легализация сбора денег с толпы (в США Барак Обама подписал соответствующие законы). Бывает также, что неудачные проекты, размещенные на Kickstarter, вызывают разочарование доноров.
«Безуспешные проекты на Kickstarter можно разделить на две категории: те проекты, у создателей которых не получилось реализовать идею, и те, разработчики которых изначально не собираются их реализовать, а хотят просто «поднять» денег и под каким-то предлогом закрыть проект. Пусть у немногих проектов такой фатальный исход, но все равно — люди перестают верить и уже либо не дают денег, либо становятся очень осмотрительными. Поэтому существует риск сокращения финансирования таких проектов. Но идея, конечно, очень хорошая», — говорит Игорь Карев, директор студии Tatem Games.
Основатели Kickstarter пытаются с этим бороться, заставляя участников публиковать подробный бизнес-план проектов, указывая риски.
Украинские реалии
В Украине запущена пока одна площадка краудфандинга — «Велика Ідея» (biggggidea.com.), на создание которой деньги тоже были собраны (38 260 грн вместо необходимых 35 тыс. грн). Но остальные представленные на площадке проекты собирают очень незначительные суммы (максимальная — 25 тыс. грн). В России есть несколько проектов, но они все практически «мертвые». Причина неразвитости рынка заключается в низкой популярности интернет-платежей и отсутствии культуры народного финансирования.
Космический симулятор SkyJacker от компании Digitilus
Чтобы разместиться на Kickstarter, украинцы нашли партнеров в Лос-Анджелесе, открыв представительский офис. Создателем SkyJacker выступает Евгений Жуков, когда-то работавший в небезызвестной киевской студии Boston Animation. За максимальный взнос в $10 тыс. разработчики обещали упомянуть имя инвестора в трейлере, на постерах и в любых медиакомпаниях игры. К сожалению, проект собрал всего $128 тыс. при требуемых $200 тыс. Но создатели не отчаиваются — их космический корабль готовится ко второму заходу.
Проект «Оранжевая эволюция» художницы из Николаева Жанны Рогальской
Возможно, успех проекта определила небольшая запрашиваемая сумма — $1500. Проект собрал даже $1800, вероятно, помогли знакомые и друзья. Сейчас Жанна живет в Нью-Йорке, поэтому проблем с регистрацией на сайте у нее не было. Она просила дать денег на создание серии абстрактных полотен о «постиндустриальных изменениях в Европе на примере родной Украины». Средства требовались на посещение объектов для вдохновения — ночных клубов, церквей, больниц и торговых центров в городах и селах Украины. Понимание «эволюции» у художницы тоже весьма абстрактное — чрезмерное потребление и увлечение цифровыми технологиями.