Экспертная группа высокого уровня подала сигнал тревоги государствам-членам ЕС в связи с настоящим кризисом грамотности.
«Мы переживаем парадокс. В то время как чтение и письмо стали важными и полезными как никогда в этом цифровом мире, наш уровень их владением отнюдь не на высоте. Мы должны срочно изменить эту тревожную ситуацию», - цитирует «Интерфакс-Украина» заявление члена Европейской комиссии по вопросам образования, культуры и молодежи Андруллу Василиу.
По ее словам, «инвестировать в поднятие уровня грамотности граждан всех возрастов полезно для экономики, так как это принесет ощутимую выгоду населению и обществу, которая в долгосрочной перспективе будет исчисляться миллиардами евро».
Эксперты, изучившие проблему и подготовившие по заказу Еврокомиссии доклад, настаивают, что Европейский союз должен пересмотреть свое видение борьбы с неграмотностью. Каждый пятый подросток в возрасте 15 лет, а также около 75 млн взрослых в странах ЕС не владеют базовыми навыками в чтении и письме, что создает тупиковые ситуации при поисках работы и усиливает риск бедности и исключения из общества.
Председатель группы экспертов принцесса Нидерландов Лорентьен, посвятившая много лет борьбе за грамотность, назвала доклад «сигналом тревоги в связи с кризисом, который затронул все страны Европы».
Этот доклад на 80 страницах включает ряд рекомендаций. В том числе, там даются такие предложения, как устройство библиотек в необычных для этого местах, например, в торговых центрах. Или привлечение в образование большего числа преподавателей-мужчин, чтобы они служили образцом для мальчиков, которые обычно читают меньше, чем девочки. Высказаны также специальные рекомендации применительно к разным возрастным группам.
Авторы доклада убеждены в необходимости бесплатного и качественного начального образования для всех и изменения отношения к дислексии, исходя из того, что практически каждый ребенок может научиться читать и писать, если с ним заниматься соответствующим образом. Эксперты выступают за увеличение числа специалистов по обучению чтению в начальных школах, а также за диверсификацию форм обучения для взрослых, например, на рабочих местах.