В России появился еще один специальный защитник прав человека, которому предстоит заниматься отстаиванием интересов предпринимателей.
Во время Петербургского экономического форума президент Владимир Путин заявил, что пост федерального омбудсмена по защите предпринимателей займет лидер организации «Деловая Россия» Борис Титов. Титов уже занялся деятельностью на новом посту и первые же его заявления оказались скандальными. В интервью агентству Bloomberg он якобы сообщил, что намерен просить у президента освободить 13 тысяч бизнесменов, находящихся в заключении – и среди них Михаила Ходорковского, самого известного в мире российского предпринимателя, осужденного за экономические преступления. Но уже на следующий день Титов появился в эфире радиостанции «Эхо Москвы», чтобы опровергнуть эти сообщения и подчеркнуть, что делом Ходорковского он вообще не занимался. Титов вообще отметил, что на своей должности не должен…заниматься резонансными делами, чем возбудил подозрения, что станет просто удачно декорировать реальные взаимоотношения предпринимателей и властей.
Но само появление должности омбудсмена по защите прав предпринимателей мне кажется знаковым. Российская власть как бы подчеркивает то, что стало сутью взаимоотношений бизнеса и власти на всем постсоветском пространстве – зависимость предпринимателя от чиновника и правоохранителя. В насквозь коррумпированных странах, которыми являются Россия или Украина, люди не желающие играть по правилам власти, очень часто оказываются или за решеткой, или без своего дела. Мы на самом деле не можем представить себе масштабы этой зависимости, потому что видим лишь вершину айсберга – когда предприниматель для защиты своего бизнеса получает депутатский мандат или становится перебежчиком после смены власти в стране.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем на Украине.
Мы можем только догадываться, кто на самом деле холеные миллиардеры, разворовывающие Украину на министерских должностях – бизнесмены, которые защищают и приумножают свой бизнес или чиновники, которые используют служебное положение для обогащения. Но во всех этих случаях речь идет о людях, которым удалось защититься от Системы или поставить ее себе на службу. У нас заниматься бизнесом – это не бояться нарушать закон и использовать политику как прикрытие. Тем, у кого это не получается, остается разорение или тюрьма – и именно о них и говорил Борис Титов, когда называл цифру в 13 тысяч. На самом деле количество преследуемых предпринимателей и в России, и в Украине намного больше. И это – приговор постсоветской экономике и объяснение того, почему проявлять инициативу в наших широтах просто опасно. И поэтому в России предпринимателей решили выделить в отдельную потенциально обижаемую и преследуемую категорию. В самом деле - если может быть омбудсмен по защите прав детей, то почему бы не ввести должность защитника прав предпринимателей? Разве предприниматели – не как дети?
Впрочем, поверить в то, что российский федеральный бизнесмен сможет хоть как-то изменить ситуацию, очень трудно. Ну хотя бы потому, что одновременно с назначением Титова разворачивается фарс с уничтожением бизнеса родственников оппозиционного депутата Государственной Думы России Геннадия Гудкова. Гудков – один из немногих представителей формально оппозиционной «Справедливой России», кто стал символом антипутинских митингов в российской столице. И что же? Разрешения на хранение и использование оружия охранной фирмой, принадлежащей его родственникам, аннулированы, блокирована работа уже двух охранных предприятий. А на днях в Следственный комитет России обратился некий болгарский(!) гражданин, обвиняющий депутата в отмывании денег. И хотя всем понятно, что налицо попытка заставить депутата прекратить оппозиционную деятельность и для этого используется именно бизнес-рычаг, вряд ли Борис Титов решит, что это его тема… А ведь Система гниет не с самоуправства районного чиновника, требующего деньги у владельца ларька. Она гниет с головы – той самой головы, которой напрямую подчиняется федеральный омбудсмен по защите предпринимателей…