Белорусский президент Александр Лукашенко предупредил, что недавно помилованные им оппозиционеры Андрей Санников и Дмитрий Бондаренко могут вновь оказаться в заключении, если Запад не ослабит давление на его режим.
По большому счету, мы наблюдаем самую примитивную торговлю людьми, которой отличались авторитарные режимы советских времен - Леонид Брежнев с удовольствием торговал диссидентами, выступавшими с требованиями соблюдения прав человека в одной из самых душных камер социалистического блока, Николае Чаушеску - румынскими евреями и немцами, которых он выпускал из разоренной его экспериментами страны в обмен на западную помощь... И таких примеров можно привести огромное множество - с одной только разницей: при социализме не было конкурентных выборов. Коммунисты не считали нужным подражать западной демократии, поэтому в обязанности избирателей вменялось единственное прийти на участок и опустить в урну бюллетень с правильной фамилией. И всё. А Александр Лукашенко пытается доказать, что у него в стране настоящая демократия - поэтому регулярно проводит выборы с участием оппонентов, потом беззастенчиво фальсифицирует их результаты с помощью послушной избирательной комиссии, а тех, кто позволяет себе усомниться в этих результатах, отправляет в места не столь отдаленные. Каждые президентские выборы в Беларуси оканчиваются народным протестом - и жестоким разгоном его спецслужбами диктатуры. Но при этом каждый раз делается вид, что будут настоящие выборы, хотя уже ясно - пока белорусы не избавятся от узурпировавшего власть проходимца, настоящих выборов в их стране не будет никогда.
Как, впрочем, никогда не будет настоящей экономики в стране, налоговые структуры которой выставляют бизнесменам счет за свободу и продолжение бизнеса. То, что произошло с интернет-магазином «Розетка» - лишь вершина огромного айсберга отъема бизнеса и постановки «на счетчик» тех, кто не хочет жить по новым правилам игры, установившимся в стране после победы на выборах Виктора Януковича и последующей узурпации власти его окружением.
В стране, где налоговая выставляет бизнесменам счет за свободу и продолжение бизнеса, никогда не будет настоящей экономики
Нам, журналистам, масштаб этой проблемы яснее, чем кому бы то ни было. Ежедневно мы получаем десятки сигналов о таком отъеме, шантаже, наезде, условиях «смотрящих», требованиях налоговиков: применяются любые аргументы, от криминальных до государственных, но цель одна - бизнес как таковой переводится в распоряжение бизнес-структур, близких к действующей власти. Но при этом создается видимость цивилизованной экономики, ничем не отличающейся от западной. Разве на Западе налоговые органы не ищут нарушителей налогового законодательства, не борются за соблюдение авторских прав? Вот то-то же? И в чем можно упрекнуть чиновников, которые обложили данью «Розетку» или ранее остановили работу файлообменника Ex.ua?
В неискренности. В том, что они делают все это не ради торжества закона, а ради получения контроля над выгодным участком бизнеса теми, кто в этом заинтересован и может позволить себе такую роскошь. То, что в истории с файлообменником постоянно мелькало имя его добровольного защитника Виктора Януковича-младшего - это отнюдь не показатель человеческих симпатий, но точное понимание возможностей системы. Думаю, что и с «Розеткой» мы сможем наблюдать схожее развитие событий - ее владельцы откупятся и уедут (или не откупятся и сядут), а освободившиеся ресурсы попадут в руки тех, к кому никогда не придут налоговые инспектора. Именно поэтому ведущие бизнесмены нашей страны становятся министрами экономики или социальной политики. Их действия не имеют никакого отношения к экономике или социальной политике - просто потому что при подобном отношении к делу просто не может быть никакой экономики и социальной политики - зато позволяют эффективно защитить свой бизнес от «наездов» государственных или частных опричников и - в самом лучшем случае - даже поучаствовать в перераспределении ресурсов. Но все это - тоже торговля людьми и их интересами, только пока что в большей степени экономическая, чем политическая - но и она может стать политической в любой момент, если Виктор Янукович, например, захочет продать Западу свободу Юлии Тимошенко или Юрия Луценко. Именно поэтому ситуация и у нас, и в Беларуси выглядит катастрофической: торговля людьми обнажает криминально-средневековую сущность власти гораздо лучше, чем любые имитационные приемы в политике и экономике.