Возможная бомбежка Ирана пока что для большинства украинцев не более чем дежурная тема для поддержания разговора. Хотя последствия этой, казалось бы, совершенно далекой от Украины войны, могут оказаться для нас самыми печальными, как для любой другой страны, сильно зависящей от поставок энергоресурсов и совершенно не способной их эффективно использовать.
Игра мускулами
В конце февраля отношения между Ираном и США снова начали накаляться. Исламская республика прекратила поставки нефти во Францию и Великобританию. Оба государства поддерживают военно-морские силы США, курсирующих у берегов Ирана. Это событие тут же привело к очередному скачку цен на нефть, превысивших $121 за баррель. И это притом, что Франция и Великобритания покупают мизерные объемы нефти в Иране и фактически не зависят от поставок энергоносителей из этой страны.
Сложно себе представить, что будет, когда вступит в силу эмбарго со стороны ЕС на покупки нефти в Иране. Момент истины наступит 1 июля. Теоретически, дефицит поставок из Ирана с радостью компенсирует Саудовская Аравия, и не исключено, что ценового скачка в этом случае не произойдет. Другое дело, что при нефтяной блокаде Ирана руководство этой страны может заблокировать Ормузский пролив, через который транспортируется 40% нефти в мире. По мнению главы разведывательного управления Министерства обороны США генерал-лейтенанта Рональда Берджесса, Иран может временно закрыть Ормузский пролив или же запустить ракеты по США или союзникам, но только в том случае, если на него будет совершено нападение.
Биржевые спекулянты уверены, что лучший способ заработать в сложные времена – покупать нефть
А вероятность нападения крайне высока. По большому счету, Иран уже готовится к войне. Бюджет страны на военные расходы увеличен вдвое. Массово закупается продовольствие. И едва ли прекращаются разработки ядерного оружия, хотя понятно, что официально об этом никто не говорит. По данным BBC, Иран готов к резкому скачку вперед в реализации ядерной программы. В ближайшие недели республика может установить тысячи центрифуг нового поколения в укрепленном подземном исследовательском центре. Также возможно более быстрое получение доступа к технологии изготовления обогащенного урана, необходимого как для функционирования АЭС, так и для изготовления ядерного оружия.
Инвестиционный банк JP Morgan уже поспешил пересмотреть свои прогнозы стоимости нефти. По его ожиданиям, среднегодовая стоимость черного золота увеличится в 2012 году со $112 до $118. А в 2013-ом нефть подрастет до $125. Уже сейчас можно смело прогнозировать подорожание бензина в Украине весной. Но это далеко не главная опасность для кошельков украинцев.
Севшие батарейки
Среди европейских стран Украина четвертая по потреблению газа, чья стоимость привязана к нефти. Забавно, что масштабы экономики совершенно несоизмеримы со столь высокой необходимостью в голубом топливе. Например, мы сжигаем газа больше, чем Франция. А по энергоэффективности, точнее ее отсутствию, равных нам вообще нет.
Разумеется, углеводороды – крупнейшая статья расходов государства. На эти цели уходит 35% всех платежей. Представьте, что было бы с вашим семейным бюджетом, если бы такая сумма уходила на отопление и горячую воду. Например, в прошлом году страна потратила на покупку газа и нефти более $18 млрд. Во многом благодаря этой цифре Украина вынуждена постоянно привлекать кредиты на внешних рынках. Платить за дорогое топливо практически нечем. А если сумма снова вырастет?
Химическая реакция
Как это ни парадоксально, но даже мировой экономический кризис толкает нефть вверх. Биржевые спекулянты уверены, что лучший способ заработать в сложные времена вовсе не скупка долларов, швейцарских франков или золота. Намного выгоднее покупать нефть. Хотя теоретически все должно быть наоборот. Ведь чем меньше спрос на товар, тем меньше его цена.
Цены на нефть уверенно растут при военных конфликтах в Азии
В период экономического кризиса, когда предприятия испытывают сложности со сбытом своей продукции, а рядовые потребители вынуждены экономить, странно ожидать увеличения спроса на энергоресурсы. Даже в относительно благополучных США бензин покупают все меньше и меньше. Сейчас граждане этой страны заливают в бак столько топлива, сколько в 97 году прошлого века, хотя за последние десять лет количество американцев увеличилось более чем на 30 млн чел., что почти сопоставимо с населением Канады.
В стране идет стремительное снижение спроса на горючее. Останавливаются или даже закрываются нефтеперерабатывающие заводы. Почти как в Украине. Логично предположить, что если страна – крупнейший потребитель энергоресурсов в мире, на долю которого приходится 20% всей добываемой нефти, более не нуждается в таком количестве топлива, то цена на него должна упасть. Даже несмотря на растущий Китай, которому пока требуется вдвое меньше нефти. Вместо этого получаем совершенно противоположный результат. Нефть продолжает дорожать, и уже почти достигла пиковых значений 2008 года, когда мировая экономика неслась на всех порах.
Одно из объяснений такого парадокса заключается в нефтяных спекуляциях. В последние годы ведущие мировые державы, дабы не допустить развития кризиса, предпочитают все экономические трудности преодолевать с помощью эмиссии денег. Печатные станки работают на всю мощь не только в США, но и в ЕС, Японии, Швейцарии, Англии. Свеженапечатанные деньги попадают в руки банкам, а те, в свою очередь, пускают деньги на спекуляции, используя, например, события вокруг Ирана как прекрасный способ, чтобы взвинтить цены. Кредитовать предприятия и рядовых потребителей, и без того перегруженных долгами, финансисты явно не спешат. В итоге на рынках появляются новые пузыри. И один из самых крупных – стоимость нефти.
Военная экономика
Другое объяснение растущих цен на нефть напрямую связано с активностью морских пехотинцев США. Не секрет, что цены на нефть уверенно растут при военных конфликтах в Азии. В то же время есть одна особенность. До 2000 года перемирие мгновенно приводило к снижению стоимости нефти до предвоенного уровня. Но после того как в конфликтах стали напрямую участвовать США, стоимость барреля уже никогда не возвращалась к своим низам.
Дальнейшее повышение цен на энергоносители означает очередную девальвацию гривны
Цены на нефть беспрерывно растут с начала военного конфликта в Ираке в 2003-ем. С тех пор стоимость барреля уже никогда не возвращалась к своим низам. Даже падение нефти в разгар финансового кризиса 2008-ого оказалось весьма непродолжительным. Очередной виток цен обеспечила война в Ливии.
Складывается впечатление, что серия войн в Азии – четко спланированная акция. Если посмотреть на первую пятерку стран с наибольшими нефтяными запасами, то можно даже предсказать, кто будет следующий после Ирана. Среди «нетронутых» – Саудовская Аравия, весьма лояльная к США, и бунтарь Венесуэла. Так что Уго Чавесу нужно накачивать мускулы как можно быстрее.
В чем же цель этой серии войн? Если свергнуть «недемократичные» режимы, тогда самый просто способ – придавить цены на нефть вниз, что моментально обрушит экономики стран, экспортирующих исключительно черное золото. Все они плотно сидят на нефтяной игле, и стоит придавить баррель до $50-60, как от их экономического процветания останется темное мокрое пятно. Но вместо падения стоимости нефти происходит стремительный рост.
Остается предположить, что завышенные цены – способ загнать в глухой угол страны, импортирующие нефть. В пятерке крупнейших потребителей черного золота помимо США – ЕС, Китай, Япония и Индия. Т.е. высокие цены ударят, в первую очередь, по этим странам. Спрашивается, где же логика? Вряд ли штаты пилят сук, на котором сидят.
Ответ очевидно в том, что при ухудшении ситуации в мировой экономике выигрышнее остальных стран все равно будут выглядеть США.
В случае роста цен на нефть экономики ЕС и Японии, и без того испытывающие огромные проблемы, столкнутся с дополнительными трудностями. В лучшем случае рост их промышленности обнулится. Одновременно существенно замедлится производство в Китае и Индии – главных драйверов мировой экономики. Как результат – обвал на мировых фондовых рынках. Инвесторы начнут искать так называемую тихую гавань, которой традиционно считается доллар и облигации США. Причем экономика США многими будет расцениваться как наименее пострадавшая, а потому наиболее приоритетная для вложений. Само собой – доллар стремительно укрепится по отношению к основным валютам.
Вероятность нападения на Иран крайне высока
Приток дополнительного капитала позволит американцам отсрочить свои долговые проблемы и получить дополнительный стимул к развитию. В период военных действий стремительно растут заказы на продукцию оборонной промышленности. Так что война – прекрасный повод простимулировать оборонку, за которой потянутся остальные отрасли.
Война в Иране принесет и свои политические дивиденды. Относительное улучшение в экономике и демонстрация силы США, как супердержавы, наверняка обеспечат Бараку Обаме победу на ближайших выборах. В Украине же все будет выглядеть совсем иначе.
Невиноватая я
Дальнейший рост цен на нефть означает замедление развивающихся экономик и, как следствие, снижение цен на сырьевые товары. Иными словами, Украине станет трудно продать и без того дешевеющий металл. Приток валюты в страну существенно сократится.
Одновременно с этим увеличатся расходы страны на энергоносители. А значит, отток валюты из страны увеличится. Например, в 2011 году импорт товаров превысил экспорт на $14,1 млрд, за что большое спасибо России за дорогой газ. В кризисный 2007 год эта же цифра составляла $16 млрд. Так что дальнейшее повышение цен на энергоносители означает очередную девальвацию гривны со всеми вытекающими последствиями. Обвал курса приведет к снижению доходов граждан, росту цен на импортные товары (в том числе нефтепродукты), увеличению безработицы, падению цен на недвижимость, проблемам с погашением долгов.
Материал предоставлен изданием «Личный счет»