Контракти.ua

Автор: Виталий Портников —  10450  —  23.03.12
Москва словам не верит: почему Виктор Федорович не делает выводов
Москва словам не верит: почему Виктор Федорович не делает выводов

Президент Виктор Янукович начал новую игру с Россией. Собственно, утверждать, что игра эта когда-либо прекращалась, тоже было бы ошибочным.

Украинский президент старался выглядеть лучшим другом Москвы, и когда впервые стал премьер-министром нашей страны, и когда был назначен преемником Леонида Кучмы, и когда после фальсифицированных властью выборов и Майдана ненадолго оказался в оппозиции, и когда вернулся в премьерское кресло. Когда Янукович стал президентом, миф о его любви к соседней стране воплотился в одну из самых грубых его политических ошибок — пресловутые Харьковские соглашения. Но отвечала ли Россия взаимностью на его неуклюже демонстрируемые чувства?

Я бы не сказал. Когда Янукович возглавил украинское правительство, Москва спровоцировала конфликт вокруг Тузлы. Президент Леонид Кучма вынужден был полететь в Крым, ответственный за строительство дамбы и отторжение части территории соседней страны краснодарский губернатор Александр Ткачев выступал с провокационными заявлениями, а сам Янукович вынужден был посещать Москву, где его подставил российский коллега Михаил Касьянов, сообщивший после отлета неопытного коллеги о договоренностях, которые так никогда и не были достигнуты. Нужна была России эта дамба? Отнюдь, но важно было показать и завершающему карьеру украинскому президенту, и его преемнику из провинциального промышленного города, кто настоящий хозяин на постсоветском пространстве.

И вот он опять едет в Москву. Газовые цены так и не урегулированы, сыр под запретом, встречаться с ним в российской столице никто не горит желанием

Янукович никаких выводов не сделал. Что ж, когда пришло время президентских выборов, Россия, решившая, что именно он будет лоббировать ее интересы, послала на выручку целый десант самодовольных политтехнологов и сформировала неформальный кремлевский штаб во главе с амбициозным Дмитрием Медведевым. Именно по требованию своих покровителей Янукович прочел на встрече с российскими главными редакторами обещания, написанные московскими специалистами и адресованные скорее кремлевскому, чем украинскому избирателю. Эти обещания уничтожили его электоральные шансы, окончательно превратили в глазах большой части избирателей в антиукраинского политика и усилили решимость граждан не допустить даже не просто фальсификации выборов, а вообще его избрания президентом. А что же Москва?

А Москва в очередной раз доказала, что у нее нет вечных гостей на дне рождения Путина, а есть только интересы. Москва преспокойно договорилась с противником Януковича Виктором Ющенко о разделе газовых интересов, сделав «оранжевого» украинского президента благодетелем друзей Януковича из РосУкрЭнерго, а потом, когда ей не понравилось чересчур заносчивое поведение Дмитрия Фирташа и компании, выгнала их с рынка, договорившись с новой конкуренткой Януковича Юлией Тимошенко.

Но Виктор Янукович по-прежнему оказался не способен делать выводы. И, став президентом, он с энтузиазмом скоростного поезда Hyundai помчался в Харьков, чтобы подписать с российским коллегой Дмитрием Медведевым роковые для его карьеры соглашения о продлении базирования Черноморского флота и 10%-ной скидке на газ. Все ошибки, которые можно было совершить, Янукович совершил буквально сразу же: он оскорбил Владимира Путина, не дав ему возможности пожать лавры нового «укротителя украинцев», признал легитимность газовых соглашений, которую потом будет яростно оспаривать, и напомнил потенциальному «оранжевому» электорату о готовности нового президента сдать все ради сиюминутных уступок. Подписание Харьковских соглашений не заставило Россию пойти на новые уступки Януковичу, напротив — их стали требовать от него самого.

И вот он опять едет в Москву. Газовые цены так и не урегулированы, сыр под запретом, встречаться с ним в российской столице никто не горит желанием, так что приходится буквально использовать традиционное приглашение на саммит ЕврАзЭС, чтобы напроситься в гости. При этом он, как обычно, дает туманные обещания. Евразийский союз — нужно посмотреть, но все равно требует изменения в Конституции, а еще лучше референдума. Русский язык — это важно, но требует все тех же изменений в Конституции...

Виктор Янукович так и не понял, что Москва словам не верит. Ей нужны не обещания, а поступки. Поступки, которые он не может, да и не хочет совершать. Именно поэтому его политика на российском направлении обречена на провал — как, впрочем, и на любом другом. Потому что мир большой политики населен не лохами, которым можно пообещать с три короба и кинуть, а жесткими серьезными людьми, куда более разумными, дальновидными и, что самое важное, более сильными, чем Виктор Янукович и его команда. Я даже готов допустить, что в российском случае слова о разумности и особенно дальновидности несколько преувеличены. Но то, что газ и нефть — у России, и в условиях отсутствия реальной альтернативы она может распоряжаться ими по своему усмотрению, не сможет отрицать никто...

Статьи по теме
Перспективы медийной атаки на президента Зеленского
Перспективы медийной атаки на президента Зеленского

Александр Кочетков: Наблюдаем разоблачительный наезд на президента Зеленского и его окружение — от высокопоставленных «Слуг» до функционеров Кабмина. Атака идет с разных направлений — от России и США до украинских не то чтобы оппозиционеров, а, скорее, недовольных происходящим в стране и своим место в этом. В медийное пространство выбираются даже казалось бы отыгранные персонажи вроде Арсения Яценюка.
18.10.21 — 1427

Вечная война: Штаты уходят, талибы возвращаются. Что ждет Афганистан?
Вечная война: Штаты уходят, талибы возвращаются. Что ждет Афганистан?

Илья Куса: Ситуация в Афганистане постепенно ухудшается. По мере того, как талибы один за другим захватывают административные округа, центральное правительство начинает паниковать, соседние страны нервничают, а местные жители вооружаются.
30.06.21 — 1415

Игра на повышение: почему обстрение в Черном море неминуемо
Игра на повышение: почему обстрение в Черном море неминуемо

Сергей Бережной, журналист: Это для тех, кто громко боится, что Россия пойдет на обострение и развяжет реальную, а не гибридную войну в Черном море. Давайте на пальцах.
29.06.21 — 1084