Открытие одного футбольного недостроя за другим — фирменный знак власти. Не успели открыть недостроенный стадион в Киеве, как уже провели открытие недостроенного стадиона во Львове. Думаю, до футбольного чемпионата Европы мы увидим еще не один недостроенный объект, который будет открыт под победные фанфары — и тут же закрыт на доработку.
Спрашивать, зачем они это делают, не приходится. Понятно зачем. Михаил Бродский, один из представителей действующей власти, известный своими обличительными речами в адрес предшественников, опубликовал на собственной страничке в социальной сети ссылку на статью в собственном же интернет-издании. Пафос статьи очевиден: в то время как украинские издания «поливают грязью» открытие пресловутого киевского стадиона, европейские — в восторге.
Я специально прошел по всем ссылкам из европейских изданий, сообщивших о славном открытии. И понял, что авторы текстов в большинстве — если не во всех случаях — просто не были на церемонии открытия, не видели огрехов, не слышали, как стремительно теряющий популярность президент был освистан собственным народом. Они использовали пресс-релизы и присланные в их редакции фотографии информационных агентств. Стадион открыт? Открыт. Шакира? Шакира. А это кто такой? Янукович? Кто он у них там? Президент, премьер-министр, шахиншах?
Пресс-релизы делают свое дело: потемкинская деревня украинского футбольного чемпионата живет и здравствует, помогая тем, кто занимается ее созданием, чувствовать, что их пропагандисткие усилия не пропадают втуне. Да, мы, украинские журналисты, живем здесь: на нас сыплется штукатурка, мы заходим в неблагоустроенные туалеты, мы слышим позорный свист, сопровождающий выступление человека, которого не поддерживает практически никто на стадионе, наверное, даже Азаров. Но мы совершенно власти не интересны. Это открытие — не для нас. Оно — для окружающего нас мира. Будущие гости чемпионата и те, от кого зависит его подготовка, должны быть уверены в том, что у нас все идет по графику — даже когда мы его срываем.
С другой стороны, а что будет с объектами, которые так и останутся на бумаге? Я не берусь оценивать качество дорожного строительства, количество гостиниц — как говорится, дорогие гости все увидят сами. Но вот знаменитый экспресс до аэропорта «Борисполь», кредит на который якобы брали у китайской стороны, мне интересен. Сколько было разговоров, сколько было победных реляций! Так уверенно об этом говорили, что сам я всякий раз в Борисполе пытаюсь увидеть или хотя бы представить себе контуры будущей железнодорожной станции. Но нет ничего такого, приходится утешаться экспрессом в Шереметьево и вспоминать, сколько усилий приложили российские коллеги украинских фантазеров на строительство скромной отводной ветки в главный аэропорт Москвы. Но наши не хуже, не хуже — и, видимо, еще изобретательнее!
Кстати, вице-премьер Борис Колесников, помнится, утверждал, что без такого экспресса невозможно сделать аэропорт «Борисполь» конкурентоспособным. Что в дни чемпионата мы задохнемся без поезда, способного перевозить болельщиков, например, из аэропорта на вокзал, к скоростным поездам в другие города Украины. О скоростных поездах вообще отдельный разговор, потому как на поверку они оказались вовсе не скоростными, поскольку закупленные корейские составы не смогут на наших рельсах развивать скорость, необходимую для действительно серьезного сокращения времени в пути между городами чемпионата. Так вот, никакого экспресса к чемпионату не будет! Как-то вот не получилось с ним, таким необходимым. Оказалось, что его и строить еще не начали даже, вроде бы как раз сейчас начнут. Борис Колесников больше о зловредном поезде не вспоминает, доверив информировать общественность главному инноватору власти Владу Каськиву. При этом о китайском кредите как-то позабыли, все будем делать собственными силами, даже поезд. И на этом пути, боюсь, нас ожидает немало неожиданностей и отсрочек — а может, вообще не будет никакого экспресса? Но какая разница, раз все это произойдет уже после футбольного чемпионата?
Фото УНИАН