Когда власть начинала всю эту канитель с посадкой Тимошенко, она, наверное, уже видела перед глазами список собственных приобретений. Исчезнувшая с политической сцены конкурентка, маргинализованная оппозиция, испуганное общество, которое в 2012 году проголосует за тех, на кого укажет пальцем вождь. Словом — Россия, замечательная Россия.
Ведь не секрет, что именно политическое устройство этой страны всегда было идеалом украинских политиков, к какому лагерю они бы ни принадлежали. Причем — подчеркну — не реальное политическое устройство России, весьма сложное, основанное на тысячах договоренностей и сдерживающих механизмов, а телевизионное, в котором есть только мудрый Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Анатольевич Медведев, слова которого, как известно, отливаются в граните. И ни о чем не нужно думать, ни с кем не надо договариваться, все несут тебе деньги в кабинет, кланяются и радуются, а слова все отливаются и отливаются — так что гранита уже скоро не хватит, так много гениальных слов и выдающихся решений. Конечно же, такой потрясающей жизни можно только позавидовать!
Виктор Федорович Янукович решил построить что-то похожее на этот телевизор у себя, превратить Межигорье в Завидово, Банковую — в Кремль, себя — в Путина и Медведева одновременно. И тут же оказалось, что реальная жизнь совершенно не похожа на телевизионную. Российское руководство, собственно, давно это знало, только забыло ему сказать. И теперь, вместо списка приобретений, украинская власть вынуждена составлять другой список — список потерь.
Нельзя сказать, что приобретений вообще нет. Есть, конечно же. Главная конкурентка — в тюрьме, и благодаря этому обстоятельству превращается в мученицу и народную героиню. Оппозиция — маргинализована, но даже в этом состоянии популярнее власти. Люди напуганы, но заставить их проголосовать за любимых регионалов можно, только фальсифицировав выборы. Но главное, конечно же, не это. Главное в списке потерь — утрата международной благосклонности.
Приход Януковича к власти не стал шоком ни для европейцев, ни для американцев, ни тем более для россиян. От нового главы государства ожидали стабильности и реформ — и опрометчиво готовы были даже закрыть глаза на фактический конституционный переворот, устроенный новой властью. Но теперь от былой благосклонности и следа не осталось. Белый дом выступает с ожидаемым жестким заявлением по поводу процесса над Тимошенко — очевидно, в администрации Барака Обамы решили, что одной только жесткой реакции госдепартамента недостаточно. Европейский союз уже думает о том, как ограничить контакты с украинским президентом, — не исключено, что ближайшие встречи с ним будут отменены, а уже практически подготовленные соглашения лягут под сукно. Россия... Ну что Россия — она обозлена на Януковича за то, что он приплел Путина к процессу над Тимошенко. И украинский президент никогда не докажет своему будущему российскому коллеге, что сделал это случайно. Веры ему нет и не будет. И дешевого газа тоже не будет — это понятно точно так же, как было понятно, что приговор Тимошенко поставит точку на договоренностях с Евросоюзом. Есть мечты и готовность всех закидать шапками, а есть реальные последствия собственных действий, которым совершенно невозможно противостоять.
Янукович не позаботился о системе сдержек и противовесов, не попытался понять, какими будут международные последствия затеянного отвратительного судилища, оказался недальновидным политиком — начиная от бессмыслицы Харьковских соглашений и заканчивая безумием Печерского суда. И даже если сейчас президент пойдет на попятную и отпустит Тимошенко, позволив изменить Уголовный кодекс, это тоже немногое изменит, ведь речь идет именно о компетентности, о ее уровне, не позволяющем править профессионально. Теперь мы живем на вулкане, в сейсмоопасной зоне. Одно землетрясение может закончиться, но обязательно начнется другое — и кровля обязательно рухнет нам на голову, если мы не переедем в какое-нибудь более безопасное место, подальше от вулкана.