Немец Себастьян Феттель из команды Red Bull-Renault завоевал последние необходимые для чемпионства очки на трассе Гран-при Японии в прошедшие выходные. Теперь он – самый молодой в истории двукратный чемпион мира в автогонках Формулы 1.
В последний раз такое очевидное преимущество в чемпионате демонстрировала Ferrari когда ее пилотом был сам великий Михаэль Шумахер, который остается единственным в истории семикратным чемпионом мира. Любопытно, что японская трасса «Судзука», где выиграл свой нынешний титул Феттель, неоднократно бывала местом, где определялся чемпион мира. Но в последний раз такая ситуация была в 2003 году, когда Михаэль Шумахер завоевал свой шестой титул. Это совпадение выглядит символичным – ведь Феттеля давно прочат в наследники Шуми. До семи титулов Себастьяну пока далеко, но первые – и очень яркие два шага – он уже сделал.
Собственно, для самого Феттеля «Судзука» - тоже весьма знаковая трасса. Именно здесь он побил один из первых своих рекордов. В 2007-м, в год дебюта в Формуле-1, Себастьян еще в качестве пилота Scuderia Toro Rosso стал самым молодым лидером гонки. В тот день немцу выполнилось 20 лет и 89 дней. Феттель превзошел достижение на тот момент уже двукратного чемпиона мира испанца Фернандо Алонсо, самого молодого двукратного чемпиона в истории, самого молодого обладателя поул-позицишн, самого молодого на подиуме Гран-при, самого молодого победителя Гран-при. Кто бы мог подумать, что за каких-то четыре года все эти достижения Алонсо рухнут благодаря стараниям одного молодого гонщика.
Но до этого в карьере Феттеля было еще, по меньшей мере, два блестящих Гран-при Японии. Правильнее будет говорить даже не так. С тех пор, как японский этап Формулы-1 вернулся в «Судзуку» из «Фудзи» (там состоялись гонки в 2007-м и 2008-м годах), Феттель оставался непобедимым в течение двух лет. В 2009-м он добыл блестящую победу, удерживая лидерство от старта до финиша. А ведь на тот момент болид Red Bull-Renault еще не считался настолько совершенным. Спустя год Себастьян опять становится победителем этапа с поул-позишн.
В минувшее воскресенье Феттель финишировал на «Судзуки» третьим, и снова стартовал с поула. Он не выиграл, но стал в возрасте 24 лет и 98 дней самым молодым в истории двукратным чемпионом мира. Побит еще один рекорд Фернандо Алонсо. По количеству чемпионских званий Себастьян стал вровень с Альберто Аскари, становившимся сильнейшим в 1952 и 1953 годах, Джимом Кларком (1963, 1965), Грэмом Хиллом (1962, 1968), Эмерсоном Фиттипальди (1972, 1974), Микой Хаккиненом (1998, 1999) и, конечно, Фернандо Алонсо (2005, 2006). Больше чемпионских титулов – только у восьми гонщиков.
Чемпионская осторожность
Впрочем, старт гонки, принесшей Феттелю общий успех, получился у него не очень убедительным. Немец несколько хуже отреагировал на зеленые огни светофора чем соперники и в борьбе с Дженсоном Баттоном из McLaren-Mercedes заставил англичанина уехать правым боком на траву. Именно в таком стиле, жестко блокируя попытки атаки на лидерскую позицию, очень любил стартовать Шумахер. Стюарты, рассмотрев эпизод, решили никак не наказывать Феттеля.
Скоростные повороты трассы позволили Феттелю постепенно наращивать отрыв, но шины на машинах изнашивались очень быстро. Это касалось всех, но первой жертвой стал британец Льюис Хэмилтон из McLaren-Mercedes. Из-за износа резины он настолько снизил темп, что вынужден был почти без борьбы пропустить Баттона уже на восьмом круге. За Хемилтоном в боксы отправились Феттель и Шумахер. Себастьян сохранил лидерство и держался на первой позиции до второй волны пит-стопов. На этот раз первыми меняли резину как раз пилоты Red Bull. Но, как оказалось, такая тактика была не лучшей. Дженсон Баттон, который еще с 16-го круга понемногу отыгрывал отставание от Себастьяна, задержавшись на трассе на круг, выехал с пит-лейн впереди немца.
На 34-м круге Феттель снова открыл волну заездов на пит-лейн, поскольку мягкая резина на его болиде износилась раньше, чем у соперников. Как следствие, после третьего пит-стопа немец проигрывал уже не только Баттону, но и Фернандо Алонсо из Ferrari. Феттель неоднократно пробовал на стартовой прямой использовать преимущество DRS, но обогнать испанца так и не сумел, и решил не рискуя доехать на третьем месте, которое все равно гарантировало ему досрочный титул. К тому же, дополнительно перестраховаться решила команда Red Bull. Партнеру Феттеля, австралийцу Марку Уэбберу, идущему четвертым, была дана рекомендация из боксов не вести борьбу с партнером по команде.
Таким образом, Себастьян Феттель стал чемпионом мира за четыре этапа до завершения сезона-2011. Отметим, что в прошлом году немец завоевал титул лишь победив на последнем этапе. Эксперты отмечают, что в 2011 году Феттель добился заметного прогресса, в первую очередь, перестав допускать нелепые ошибки. В этом году Себастьян очень четко действовал при обгонах и не терял головы при обороне позиции. Он стал более собранным и хладнокровным гонщиком.
Существенный вклад в успех Феттеля внесла команда. До нынешнего сезона Себастьян время от времени лишался побед из-за отказа техники. В 2011-м году ситуация изменилась кардинально: в 14 стартах лишь однажды гонщик Red Bull-Renault не добрался до финиша (Марк Уэббер на Гран-при Италии). Огромная заслуга в такой надежности болида RB7 принадлежит легендарному конструктору Эдриану Ньюи. Ему удалось создать прекрасную машину, конкурентов у которой пока нет.
На кону – Кубок конструкторов
«Фантастический сезон, и хорошо, что он еще не закончен, - сказал двукратный чемпион мира после финиша. – Сегодняшняя гонка складывалась непросто: мы были не так быстры на мягких шинах, как хотелось бы. Потом начались сложности, мы потеряли две позиции. Под конец гонки машина вела себя отлично, но обгонять было трудно, и Алонсо опередить не удалось. Впрочем, обгон года я совершил в Монце (смеется), и не думаю, что Фернандо пропустил бы меня второй раз. Впрочем, сегодня мы показали хороший результат и выиграли чемпионат мира. Я просто очень благодарен всей команде. Людей, которых я должен поблагодарить, очень много, но есть один человек, с которым я в основном проводил время в этом году – мой тренер Томми Пярмякоски. Он единственный, кто не позволял мне витать в облаках и думать о посторонних вещах. Здорово осознавать, что, несмотря на всю остроту борьбы, мы настолько сильно провели чемпионат».
«Себастьян Феттель отлично провел весь сезон и заслужил титул, - сказал победитель Гран-при Японии Дженсон Баттон. – Команда предоставила ему великолепную машину, и он сделал то, что от него требовалось. Но мы собираемся продолжить борьбу, ведь сезон не закончился, и я хотел бы выиграть еще не одну гонку. Нам это под силу. Уже сейчас наше положение очень неплохое. Думаю, это ключ к успеху в 2012-м году».
Таким образом, в оставшихся четырех гонках текущего сезона остается определить обладателя Кубка конструкторов, а также двух призеров личного и командного зачетов. В споре пилотов Баттон идет на втором месте, имея в активе 210 очков. Алонсо он опережает на восемь пунктов, а Уэббера – на 16. Последнего сбрасывать со счетов нельзя, ведь теперь на партнера по команде может поработать лишенный турнирной мотивации чемпион. Вместе с тем, у Феттеля остается дополнительный стимул: помочь Red Bull-Renault победить в Кубке конструкторов. Преимущество австрийцев на данный момент велико – 518 очков против 388 у их ближайших преследователей McLaren-Mercedes. У Ferrari – 292 пункта и «Скудерия» еще сохраняет теоретические шансы на второе место.
Фото сайта f1news.ru