Казалось, выиграв 18 гонок за неполных четыре сезона, действующий чемпион мира Себастьян Феттель из Германии уже мог привыкнуть к победам. Тем не менее, последний из триумфов на Гран-при Италии в Монце заставил пилота Red Bull-Renault посентиментальничать. Эта гонка для него – особенная.
От возмутителя спокойствия до доминатора
Отметим, что выиграл Феттель почти без борьбы, а понервничать немец был вынужден лишь на старте, после великолепного рывка Фернандо Алонсо на Ferrari. Испанец на грани невозможного рванул с четвертой позиции на стартовой решетке, из-за «спины» британца Льюиса Хэмилтона из McLaren-Mercedes, вышел на внешний радиус, немного проехал по траве и в первый поворот вошел лидером. Стартовавший с поул-позишн Феттель был немного обескуражен, а потому атаковать соперника начал не сразу. Впрочем, на пятом круге все встало на свои места. Нынешний болид Ferrari пока не способен конкурировать с Red Bull. Пройдя Алонсо, Феттель начал уходить в отрыв, оставив остальным участникам возможность бороться исключительно за вторую позицию.
Внешне эта победа была одной из самых легких в карьере Феттеля. Тем не менее, стоя на пьедестале, он расчувствовался. «Для меня этот день получился довольно эмоциональным, - объяснил Феттель на пресс-конференции. – Монца многое значит для меня. Именно здесь я одержал свою первую победу и, пересекая линию финиша, вспомнил многие детали той гонки. Кроме того, у команды Red Bull не все шло гладко в Монце, а сегодня мы добились победы. Это большое достижение».
Оказывается, его, удивлявшего в течение четырех последних лет весь мир, тоже чем-то можно удивить. Его, Феттеля, ворвавшегося в 2007-м в официальный реестр гонщиков F1 во многом по воле случая, когда после жуткой аварии на Гран-при Канады не смог выступить в Индианаполисе основной пилот BMW Sauber поляк Роберт Кубица. Тогда в США Себастьян квалифицировался на седьмой позиции, а гонку закончил с восьмым результатом. Благодаря этому 19-летний немец стал самым молодым пилотом за всю историю Формулы-1, который когда-либо получал очки в чемпионате мира.
К моменту дебюта Себастьяна Феттеля в Формуле-1, команда Toro Rosso-Ferrari, которая тогда уже частично принадлежала Red Bull, питала все меньше и меньше иллюзий относительно ее призового пилота Скотта Спида. Благодаря поддержке Red Bull, Феттель стал очевидным претендентом на то, чтобы занять его место в команде, начиная с Гран-При Венгрии и до конца сезона 2007 года. Так и произошло. Себастьян заменил американца, сумел завоевать за оставшуюся часть сезона 2007 года шесть очков и оказаться на 14-й строке итоговой классификации.
Именно в составе Toro Rosso Феттель добыл, наверное, самое неожиданное первое место в Формуле-1 за последнее десятилетие. Правда, гладким путь Себастьяна к первой победе не назовешь. Машина STR2B была совершенно неконкурентноспособной, в большинстве гонок на ней Себастьян сходил с дистанции. Ситуация резко переменилась с появлением в Toro Rоsso новой машины STR3. Именно на ней Феттель в Монте-Карло завоевал первые очки в сезоне, заняв пятое место. В следующем Гран-при, в Канаде, Себастьян также попал в очковую зону, став восьмым. Затем была Монца. В дождевой квалификации Гран-при Италии Феттелю удалось выиграть поул, и удержать лидерство на протяжении большей части гонки. Благодаря этой победе, Себастьян стал самым молодым победителем и обладателем поул-позишн в истории Формулы-1.
С переходом в сезоне 2009 года в Red Bull победы для немца стали явлением обыденным. Правда, не на Гран-при Италии. Скоростная, но очень коварная трасса казалась совершенно неподходящей для болида австрийской конюшни. В 2009-м Феттель и его партнер по команде австралиец Марк Уэббер расположились сразу за чертой очковой зоны – девятым и десятым соответственно. Через год (и это в чемпионский для Феттеля сезон!) ситуация была уже не такой критической, но на подиум Себастьян, мягко говоря, не претендовал. В Монце он квалифицировался шестым, но после старта откатился на седьмую позицию. Впрочем, команда, избрав агрессивную стратегию с пит-стопом на последнем круге, помогла Феттелю подняться на четвертое место. Таким образом, нынешняя победа, особенно с учетом раннего вылета Уэббера, выглядит каким-то фантастическим исключением из правил.
Двух чемпионов – одним махом!
Между тем, события за спиной Феттеля были намного более непредсказуемыми, чем его 18-я победа в карьере. Точнее, основные события пришлись на первую половину гонки. В частности, на старте, помимо Алонсо, возмутителем спокойствия стал самый титулованный гонщик в истории Формулы-1.
Немец Михаэль Шумахер из Mercedes-Benz рванул со стартовой решетки с восьмого места на четвертое, обойдя, среди прочих, стартовавшего третьим британца Дженсона Баттона, Льюиса Хэмилтона из McLaren-Mercedes и бразильца Фелипе Массу из Ferrari.
Впрочем, феерические старты стали фирменной чертой Шумахера после возвращения в Формулу-1. Удержать позиции в силу невысокой мощности болида Mercedes-Benz Михаэлю куда труднее. Но на этот раз великий немец выжал из машины максимум. На четвертом круге он даже сумел обойти Марка Уэббера и стал третьим. А затем, уже после того, как австралиец не удержал машину на трассе, Шуми длительное время сдерживал прессинг Хэмилтона. Однажды британец даже прошел Михаэля, но немец вернул себе утраченную позицию на том же круге. В итоге эмоциональный Хэмилтон, увлекшись борьбой с Шумахером, на 14-м круге пропустил вперед партнера по команде Баттона, а Дженсон справился с Михаэлем с первой же попытки.
«Похоже, Льюис не совсем удачно вышел из второго поворота, а я успел задействовать KERS, что обеспечило преимущество, - прокомментировал ситуацию Баттон. - Потом на прямой к Ascari я пристроился за машиной Михаэля. Я видел, как Хэмилтон безуспешно пытался обогнать там по внешнему радиусу, поэтому постарался затормозить как можно позднее и все-таки вышел вперед. Отличный обгон, пожалуй, один из лучших в моей карьере!».
Хэмилтону обойти Шумахэра удалось лишь после первой волны пит-стопов, на 19-м круге. Собственно, после первых пит-стопов ситуация на трассе стабилизировалась окончательно и до окончания гонки практически не менялась. Вторым после Феттеля финишировал Баттон, третьим – Алонсо, четвертым – Хэмилтон, пятым – Шумахер.
«В двух последних Гран-при нам удавалось хорошо стартовать, но когда ты начинаешь гонку с пятой или шестой позиции, обычно места для обгона недостаточно, - говорит Алонсо. – Но здесь, в Монце, мы знали: если машина вновь позволит хорошо стартовать, то на трассе хватает места. Разгон до первого поворота довольно длинный, поэтому обгоны возможны. Нам удалось сработать максимально эффективно и даже перехватить лидерство на пару кругов. Но нашей скорости оказалось недостаточно для борьбы за победу, потому пришлось цепляться за места в первой тройке».
«Потрясающая гонка для меня и, надеюсь, для наших болельщиков, – сказал еще один возмутитель спокойствия Шумахер. – Мне было интересно бороться с Хэмилтоном. Временами даже хотелось, чтобы зеркала на моей машине были чуть больше. Мы оба привыкли пилотировать на пределе и сегодня соперничали как раз в таком стиле. Мне приходилось контролировать едва ли не всю ширину трассы, но в итоге, как и ожидалось, Льюис оказался быстрее».
«Во время рестарта, после аварии на старте с участием Лиуцци, Росберга и Петрова, Михаэль атаковал по внешнему радиусу, - говорит о соперничестве с семикратным чемпионом мира Хэмилтон. - Я смотрел на него в зеркалах, когда гонщики передо мной резко взвинтили темп и я не смог пристроиться в воздушный мешок позади машины Себастьяна. Они застали меня врасплох. На прямой мы уступали в скорости. Из-за этого было сложно обогнать Михаэля, даже с использованием DRS. Мы напряженно боролись, но в итоге я финишировал впереди, а значит – все удалось».
Хэмилтон признал, что за чемпионство с Феттелем уже не потягается. Немец лидирует, имея 284 очка в активе. На второе место вышел Алонсо – 172 пункта. Баттон и Уэббер на данный момент делят третью позицию – по 167 очков. Шумахер после пятого места в Италии остался восьмым – 52 пункта. В Кубке конструкторов преимущество Red Bull-Renault незыблемо – 451 очко. McLaren-Mercedes с 325-ю пунктами в активе – второй. Ferrari достать британцев не может. У «Скудерии» - 254 очка.
Фото сайта F1News