20 лет — достаточно серьезный возраст для новой страны. По крайней мере, он позволяет разобраться с тем, что в нашем настоящем еще можно списать на болезни роста, а что уже никак не спишешь. Сравнение с нашими более удачливыми соседями по СССР позволяет понять то, что ранее казалось крамольным.
Например, помню, как в начале 1990-х годов находились смелые люди, утверждавшие, что независимость — не главное. На них тогда смотрели как на предателей и агентов Кремля. Все же они были правы. В 1991 году все жители коммуналки «Советский Союз» стали формально независимыми, но реальной свободы добились не все. Видать, и правда независимость — не главное. Главное — понимать, как ею правильно пользоваться.
Топ-10 событий независимой Украины
Референдум о независимости
В списке главных событий новейшей украинской истории нам никуда не деться от ее стартовой точки. И этой точкой является 1 декабря 1991 года, когда Всеукраинский референдум подтвердил акт о провозглашении независимости. Очень показателен для всей дальнейшей истории тот факт, что Днем независимости считается 24 августа, то есть тот день, когда парламент принял некий политический документ. Но датой основания государства фактически является 1 декабря, когда решение, пусть и достаточно формальное, принимали люди. Референдум создает в нашей истории еще один важный момент — он делает полностью политически ущербным этнический национализм. Люди, голосовавшие 1 декабря, являются основателями нового государства, вне зависимости от их «национальности». С этим фактом уже ничего нельзя поделать.
Досрочные выборы 1994 года
К 1993-му парламент, избранный еще при коммунистах, институты нового государства (президент) и «национал-демократическая» общественность, рассчитывающая на быстрое получение власти, вошли в состояние политического клинча. Президент Леонид Кравчук согласился на досрочные парламентские и президентские выборы в 1994 году. Это стало важным прецедентом для последующей политической жизни. Прецедент не столько в самом факте досрочных выборов, сколько в том, что «давление общественности» должно и может отражаться в политическом процессе. Попросту говоря, «власть» может идти на уступки и ничего страшного в этом нет.
Остановка гиперинфляции
С начала 1990-х годов в Украине — гиперинфляция. Ее начало, наверное, следует отнести к использованию «рублевой зоны» для расширения собственной денежной массы и попыток таким образом экспортировать инфляцию в Россию. Из «рублевой зоны» нас довольно быстро выкинул Егор Гайдар, но привычки остались, и их принял на себя новый украинский карбованец. В 1993 году инфляция составляла 10 000%. Но к 1995-му гиперинфляция была полностью остановлена. Гривня, введенная в 1996-м, просто заменила собой стабильный к тому времени карбованец. Поэтому «введение гривни» в нашем списке отсутствует: ничего принципиально нового в 1996-м не случилось. Факт остановки гиперинфляции, в свою очередь, присутствует здесь потому, что в отличие от многих других стран Украина справилась с этой напастью. Причем никакого особенного героизма это не потребовало. Достаточно было просто прекратить печатать деньги.
НДС, бюджет, НБУ
Советская система имела весьма своеобразный набор институтов. Все они были связаны между собой «руководящей и направляющей силой» КПСС и без нее превратились в замысловатый набор организаций с противоречивыми интересами. Нужно было собирать какую-то новую систему. Моделью для этой системы стало западное «государство всеобщего благосостояния». Ключевые институты этого государства — это некое место, куда свозятся отобранные у граждан деньги и откуда они потом тратятся, то есть бюджет и, собственно, институт налогов. Другим элементом данной системы является центральный банк, который, как предполагается, выводит проблему «снабжения деньгами» из политического процесса. Все эти институты были созданы в начале 1990-х, но собрались вместе как некое логическое целое где-то к 1995 году. В качестве универсального наполнителя бюджета был введен налог, от которого никто не может ни спрятаться, ни скрыться — налог на добавленную стоимость. С этого момента именно такая бюджетно-налоговая конфигурация создает украинский политэкономический дискурс — паразитирование на «наполнении бюджета», паразитирование на его «распределении» и паразитирование на «бюджетных расходах». Украина, какой мы ее видим теперь, родилась в 1995-м.
Конституция-1996
В 1996-м была принята Конституция, закрепившая то, что сложилось к 1995-му. Суть режима, который вводится этим документом, можно определить как феодализм. Правда, в отличие от классического феодализма, «крестьянин с землей» в нашей версии — это предприятие. Оно является основным плательщиком налогов и предметом «феодальных разборок». Политический строй предусматривает набор самостоятельных и сильных «баронов», владеющих некоторым набором предприятий и часто паразитирующих на бюджетных потоках. Арбитром в их спорах выступает президент, контролирующий исполнительную власть через право отставки премьера. Важной частью Конституции 1996 года является то, что она не ограничивает «вход на рынок». Теоретически любой может превратиться в «барона». Это обстоятельство становится главным условием последующей социальной стабильности.
Единый налог
В Украине было свое экономическое чудо, конечно же, не замеченное мейнстримными экономистами, привыкшими оперировать «ростом ВВП» и прочими мало относящимися к реальной жизни показателями. Это чудо было основано на так называемом едином налоге, введенном в 1998 году. Миллионы простых украинцев получили возможность трудиться и зарабатывать на жизнь без необходимости находиться в состоянии перманентной войны с государством. Элита того времени считала привлекательным только крупный бизнес, оперирующий большими финансовыми потоками. Малый бизнес не представлял интереса и рассматривался как ответ на вопрос: «Как нам сделать так, чтобы людишки от нас отстали и сами себя кормили?».
Кассетный скандал — 2000
Феодальная система основана на статусе, а он в свою очередь включает в себя то, что одни люди «законно» могут делать с другими людьми. В 2000 году оказалось, что убийство журналиста еще не является «законным правом» представителей элиты. «Дело Гонгадзе» и кассетный скандал заставили элиту несколько умерить свои притязания на жизнь и собственность других людей. Если бы кассетного скандала не было, то, что мы переживаем сегодня, наступило бы значительно раньше.
Политреформа
Леонид Кучма, по-видимому, догадывался о том, что предоставленная самой себе феодальная модель может развиваться самым непредсказуемым образом. Поэтому он поддержал идею перехода к некоему варианту парламентской республики. Интересно, что его союзником в этом деле выступил дотоле непримиримый враг Александр Мороз. На самом деле Украина практически не видела «политреформы», разговоры о которой начались еще в 2002 году. Сразу после вступления в силу в 2006-м она была подвергнута ревизии. Единственным элементом данной реформы были выборы по партийным спискам, начавшиеся еще до ее принятия. Эти выборы породили феномен «телевизионной демократии», которая серьезно изменила представления людей о политической власти и их отношение к государству.
Майдан-2004
Выращенная на едином налоге мелкая буржуазия не согласилась с тем, что «элита» имеет право полностью контролировать политическую жизнь. Не согласилась она также и с тем, что хоть какие-то правила, выработанные в ходе застойного второго срока Кучмы, могут быть легко и просто пересмотрены бравыми ребятами из Донецка. Первая сугубо украинская революция, одним из последствий которой стало включение «донецких» в общеукраинский политический процесс. Отметим, что революция эта была особо консервативной — против нарушения статус-кво.
Реформы и порядок
После «оранжевой революции» не произошло никаких серьезных изменений в организации украинского феодального режима. Однако ресурсов для его существования становится все меньше. Государство постоянно увеличивается, растут аппетиты людей, находящихся около власти. Временные горизонты бизнеса, напротив, сокращаются, никто не знает, что будет завтра, и потому «длинные» проекты не реализуются и даже не начинаются. На волне разочарования «революцией» к власти приходит Виктор Янукович и приносит с собой новый формат украинской политики. До этого в Украине действовал принцип «воруют все». Новая власть начинает «наводить порядок». С их точки зрения, проблема решается тем, что власть сохраняет все свои привилегии и даже расширяет их, а привилегии всех остальных (не платить за квартиру, получать разного рода льготы) сокращаются. Эти действия «донецкие» именуют реформами. Налоговый кодекс, пенсионная реформа, фактическая ликвидация судебной системы — лишь малая часть активности такого рода. То есть «донецкие» пытаются заменить принцип «воруют все» на «грабим только мы». Этот новаторский подход со временем, безусловно, даст результат.
Топ-5 разочарований
Случайная независимость
В отличие от стран Прибалтики, независимость которых стала одной из причин распада СССР, независимость Украины можно было назвать итогом этого распада. Люди не понимали, зачем это все и почему. В итоге новое государство стало рассматриваться ими как объект предъявления претензий, и на него автоматически были перенесены ожидания, к которым люди привыкли, живя в СССР.
Вера в доброго царя
Большинство украинцев верят в то, что все проблемы в стране возникают из-за того, что у власти находятся неправильные люди. Правда, они не могут ответить на вопрос, почему вот уже 20 лет к власти приходят именно такие люди, но, очевидно, их это не очень интересует. Украинцы прикладывают значительные усилия для того, чтобы и дальше верить в такое устройство окружающей их реальности.
Гражданское общество
Гражданское общество в Украине есть, но это общество «закрытого» типа. Люди взаимодействуют между собой не напрямую, а через «начальника». Там, где начальника нет, они его создают и только тогда начинают взаимодействовать. При этом суть такого взаимодействия сводится не к добровольному обмену между людьми, а к попыткам паразитировать на обмене. Именно это каждый день, каждый час и каждую секунду воспроизводит ту организацию общества, от которой все так громко и искренне страдают.
Строительство государства
Одним из печальных итогов существования СССР было банальное отсутствие знаний, в том числе в области государства и права. Никто не знал, что такое государство, зачем оно и для чего. Понятно было, что марксистские представления неверны, а с другими мало кто был знаком. Считалось, что независимость подразумевает прежде всего создание новых «независимых» государственных институтов. Государство стало рассматриваться не как набор институтов, которые в теории должны служить людям, а как некая самоценность. Данная идея до сих пор владеет «прогрессивной общественностью», которая рассматривает общественные проблемы исключительно как объект для вмешательства государства. Тем самым попытка решить проблему государственным вмешательством порождает еще большую проблему. Украинцы не перестают этому удивляться, но с упорством продолжают наступать на грабли.
Разность исторического времени
Оказалось, что украинские регионы находятся в разном историческом времени. Восток Украины живет скорее в эпоху рабства, а центральные и западные регионы — в эпоху феодализма. Все украинцы любят начальников и каждый мечтает им стать, но практику «хорошего» начальника они представляют по-разному. Для восточного украинца начальник имеет право полностью распоряжаться человеком, но обязан при этом его кормить. Для остальных украинцев легитимные привилегии начальника состоят в присвоении самых больших кусков. Тем не менее такой начальник не может распоряжаться судьбой подчиненного и не должен его кормить, его функция скорее в создании условий для того, чтобы те могли прокормиться сами. Неудивительно, что Донбасс проспал первые 10 лет независимости и осознал, что столица теперь в Киеве, только в 2004 году. В ситуации, когда вы живете в разном времени, очень трудно договориться.