Никто до Сергея Тигипко не делал так много для того, чтобы молодежь, беспокоящаяся о перспективах своей старости, не задумываясь покидала Родину.
Благодаря недореформе пенсионной системы, автором которой и был вице-премьер, Родина своим трудоспособным гражданам может предложить еще меньше, чем раньше: дорогое и некачественное образование, дорогое и слабое медицинское обслуживание, дорогое и безкредитное жилье, теневые зарплаты, долгий (теперь 30-ть лет) трудовой стаж и, в итоге, смешная пенсия. И все это ради того, чтобы десяток тысяч привилегированных пенсионеров продолжали не в чем себе не отказывать. А МВФ дал очередной транш. Такого политического самоуничтожения Украина еще не видела. За одну ночь голосования в ВР пенсионной реформы Сергей Леонидович, когда-то мечтавший стать президентом, одномоментно лишил себя всей женской части электората и существенной части мужского. Ради чего?
Принятый вариант реформы напоминает вынужденное полурешение, которое закрепляет необходимые для срочного спасения пенсионного фонда меры
Что приняли
Текст принятой реформы фактически оставил неизменным вариант документа, одобренный в первом чтении. Его основные положения суммируются в нескольких пунктах: повышение пенсионного возраста у женщин, увеличение трудового стажа, в том числе для инвалидов, увеличение выслуги лет для военнослужащих, формальное ограничение вип-пенсий, изменение механизма начисления пенсий. О втором уровне пенсионного обеспечения - накопительном страховании – новая реформа ничего не говорит. Этот уровень, напомним, собираются запускать только после достижения бездефицитности пенсионного фонда. То есть - после дождичка в четверг. Пока что принятый парламентом вариант напоминает вынужденное полурешение, закрепляющее совсем уж необходимые для срочного спасения пенсионного фонда меры. Вкупе с необходимостью получить кредит МВФ эти две мотивации более всего и двигали той группой нардепов, которая нажимала кнопки «пенсионной ночью». На реформе, таким образом, лежит родовая отметина конъюнктурности и временности.
Базовые элементы нового пенсионного законодательства сводятся к следующему.
Повышение пенсионного возраста для женщин. В течение трех лет, после вступления закона в силу, женщины смогут выйти на пенсию по выбору - либо в 55 лет, либо в 60. В последнем случае им положена пенсия побольше. При этом закон «намекает», что лучше выходить на заслуженный отдых попозже: если женщина выбирает 55 лет, то она потеряет 0,5% пенсии за каждый месяц досрочного выхода на пенсию. В год это составит 6%, следовательно, за пять лет - 30%. Повышение пенсионного возраста для женщин будет происходить в течение 10 лет – по полгода каждый год. За каждые полгода дополнительного стажа предусмотрена компенсация в размере 2,5%.
Соотношение пенсии и трудовой деятельности. Работник, достигший пенсионного возраста, в случае продолжения трудовой деятельности за каждый проработанный год получит надбавки: с первого по пятый год - на 6% (что выше нынешней надбавки в 1%), а за период более 5 лет - по 9% к пенсии ежегодно.
Трудовой стаж. Увеличен и мужчинам и женщинам на 10 лет, и составляет, соответственно, 35 и 30 лет. Социальная пенсия – жалкие 50% от минимальной – полагается также не всем, а только тем, у кого есть минимальный стаж. Этот стаж увеличивается с 5 до 15 лет. Те, кто не имеет и 15 лет стажа, остаются без пенсий!
Возраст выхода на пенсию для госслужащих установлен в 57 лет для женщин и 62 года для мужчин. Аналогично – в 62 – должны теперь выходить на пенсию ученые и педагоги-мужчины, но лишь при наличии стажа не меньше 20 лет. Правда, при выходе на пенсию работники бюджетной сферы могут получить единоразовую помощь в размере 10 минимальных пенсий.
Выслуга военным увеличивается с 20 до 25 лет.
Существующая система солидарного обеспечения еще могла продержаться за счет правильного распределения бюджетных средств
Изменение формулы начисления пенсий. Здесь таится большая «загогулина». Сверхнормативный стаж превращен в нормативный, и потому эти 10 лет «отбирают» из пенсии каждого украинца, в среднем, по 80 гривен. Изменение формулы расчета пенсии заберет у новых пенсионеров еще больше. По словам бывшего первого замминистра труда и соцполитики Павла Розенко, это будет сделано за счет того, что база расчета пенсий будет браться не за последний год, а в среднем за три последних. Если подсчитывать среднюю зарплату с 2008 года, то получится сумма в 1750 гривен. «Таким образом, база начисления каждой пенсии уменьшится на 250 гривен - и это приблизительно минус 130 гривен на каждой пенсии», - считает эксперт.
Ограничение спецпенсий. Установлено в 10 минимальных зарплат. Таким образом, цифра самой высокой пенсии будет равняться примерно тысяче долларов – 7640 грн. Ограничение спецпенсий стало одним из самых спорных моментов нынешней реформы. По словам Тигипко, сегодня в Украине 14 тысяч привилегированных пенсионеров. Более всего – по 16 тысяч гривен – получают бывшие министры и Генпрокурор, по 13 тысяч – депутаты. Урезать эти пенсии мешает Конституция, статья 22 которой запрещает сужать имеющиеся социальные права. Похоже, что данная норма введена для впечатлительного электората, поскольку носитель большой пенсии, якобы пострадающий от данной нормы, запросто вернет себе свою пенсию через суд.
Пенсионную реформу накрывает «тень»
Предложенные изменения являются лишь переформатированием существующей пенсионной системы в сторону ужесточения, но никак не радикальной, подлинной, реформой. С одной стороны, это не плохо, ибо любые радикальные варианты окончательно загнали бы людей в нищету, с другой – предлагаемый набор мер может решить проблемы пенсионного фонда лишь в краткосрочной перспективе. Благодаря агитационной работе Тигипко и Госкомстата, мы уже выучили, что каждый работающий в Украине содержит одного пенсионера: последних уже 13,766 млн, а плательщиков в ПФ на постоянной основе – 14 млн. То есть, в данном случае, самым актуальным вопросом, который пенсионная реформа решить не может, хотя напрямую с ней связана, остается детенизация зарплат и легализация неофициальной занятости. 4 млн человек в Украине работают в тени. 2,5 млн оформлены на минимальную зарплату - 960 гривен. Средняя зарплата в Украине составляет 2533 гривни. При этом перераспределения социального взноса между работником и работодателем не происходит. То есть, источников поступления в пенсионный фонд больше не становится, огромная социальная нагрузка на пенсионную систему сохраняется, а, следовательно, нынешняя реформа – всего лишь ситуативное латание дыр и формальные игры перед получением кредита МВФ.
Конечно, власть расписывает перспективы детенизации зарплат и повышения сознательности работников, которые, дескать, начнут теперь судиться с работодателями, требуя платить «по-белому» (что весьма и весьма сомнительно). Доверия к негосударственным накопительным фондам, которые должны стать основой второго уровня пенсионной системы, у людей нет – они ассоциируются с финансовыми пирамидами и банкирами, наживающимися на пенсиях трудящихся. К тому же, сроки введения этого второго уровня неизвестны.
Запад нам не пример
Власть также ссылается на европейский опыт повышения пенсионного возраста. Мол, и у них тоже возраст повысили. При этом в Европе не только иная продолжительность жизни, но и иной порядок пенсионных цифр. Давайте посмотрим, насколько новая реформа приблизила нас к социальным стандартам Европы, с учетом того, что эти стандарты там еще и ухудшились в связи с антикризисными мерами.
Средняя пенсия в Украине составляет 1178 гривен – это «средняя цифра» между вип-пенсиями в 16 тысяч гривен и убожеством в 764 гривни
В Германии пенсионный возраст у мужчин и женщин увеличен с 65 до 67 лет (кроме работников силовых структур, шахтеров и судей). При этом немец живет, в среднем, 79-80 лет. Средняя пенсия составляет 1200 долларов. Теперь внимание - даже если немец не проработал ни одного дня, его все равно обеспечивает государство, выдавая ежемесячно по 350 евро и оплачивая жилье вкупе с коммунальными услугами. Может последнее и спорно с точки зрения социальной справедливости, но это положение не уничтожил даже кризис. А родное украинское государство, тем временем, откровенно лишает права на самую жалкую пенсию людей, проработавших, по каким-либо причинам, менее 15 лет!
Практически аналогична ситуация в Испании. Там пенсионный возраст повышен до 67 лет (правда, это еще не утверждено парламентом), средняя пенсия составляет 1300 долларов, продолжительность жизни – 80 лет.
Во Франции пенсионный возраст повысили с 60 до 62 лет. Французы живут 80-81 год. Средняя пенсия составляет примерно 800 долларов.
В Великобритании планка пенсионного возраста увеличена до 68 лет. Англичане живут 79-81 год. Пенсия - примерно 700 долларов. По сравнению с остальными странами Западной Европы, пенсионная система в Британии довольно жесткая – размер пенсии составляет примерно 50% зарплаты, и при этом государство гарантирует лишь минимальную пенсию.
В Италии «нехороший» консерватор и коррупционер Берлускони тоже начал повышение пенсионного возраста – к 2050 году итальянцы будут выходить на пенсию в 64,5 (женщины) и 68 лет (мужчины). Для тех, чей трудовой стаж составил 35 лет, есть возможность выйти на заслуженный отдых в 65. Продолжительность жизни в Италии – среднеевропейская – примерно 80,5 лет. Пенсия сейчас составляет 900 долларов.
Вернемся в родные края. В Украине средняя продолжительность жизни у мужчин - 62 года, у женщин – 74. Средняя пенсия по стране составляет 149 долларов (1178 гривен). Подчеркнем – это «средняя цифра» - средняя между вип-пенсиями по 16 тысяч гривен и убожеством в 764 гривни, на которые живет значительная часть пенсионеров. Теперь для получения даже этой суммы работать нужно будет больше. А с учетом инфляции, постоянного повышения цен, возможных спекуляций с курсом валюты и прочих радостей от государства, ценность этой пенсии будет продолжать падать.
МВФ не виноват
Стоит развеять еще одну иллюзию – о «злобном» МВФ, приставившим нож к горлу украинской власти с требованием отобрать у здешних стариков жалкие гроши. МВФ вовсе не требовал от Украины принимать такую реформу. Его интересовал лишь дефицит пенсионного фонда сам по себе, и механизмы, за счет которых будет покрываться этот дефицит. Да, 17% - этого много. Но существующая система солидарного обеспечения вполне еще могла продержаться за счет правильного распределения бюджетных средств нынешней властью. Стоит лишь вспомнить, что Верховная Рада увеличила расходы на свое содержание на 100 миллионов гривен только в этом году. Вспомним о том, как месяц назад бюджетные затраты на силовые ведомства возросли на миллионы гривен. СБУ получило на 107 миллионов больше, прокуратура – 70 миллионов, МВД – 287 миллионов. Вряд ли эти миллионы пойдут рядовым сотрудникам и младшему офицерскому составу – силовикам нынешняя реформа жизнь тоже усложнила. Но миллионы уже явно кем-то «осваиваются».
Шаг Януковича по внесению поправок в пенсионную реформу запомнится избирателям, даже если поправки будут косметическими
И молчу об оффшорах и миллионных тендерах у одного заказчика, о постоянном выделении новых средств на строительство футбольных объектов, и даже о внешнем долге Украины. 11 миллиардов долларов страна должна отдать только в этом году. Мы снова садимся на финансовую иглу МВФ, хотя могли обойтись и без нее, о чем недавно говорил даже премьер Николай Азаров. Похоже, однако, что дни Азарова, как премьера, сочтены, и группа Тигипко-Арбузова, выступающая за дальнейшие кредиты мировых банкиров, победила. В том числе и за счет украинских стариков.
Впрочем, Янукович еще может ветировать эту реформу. До 6 сентября, когда начнется следующая сессия парламента, у него есть время. Хотя в таком случае кредит нам точно не светит, так как больше предъявить МВФ в качестве урегулирования проблемы пенсионного фонда нечего. Потому, думается, будет не президентское вето, а весенние поправок в закон уже задним числом, после получения транша. Все-таки падение рейтинга власти слишком заметно. И почему бы снова не сыграть спектакль «мудрый глава державы исправляет ошибки нерадивых слуг народа»? Шаг Януковича по внесению поправок в пенсионную реформу запомнится избирателям, даже если поправки от президента будут косметическими.