Испанец Фернандо Алонсо на Ferrari продемонстрировал, наверное, лучшую гонку в текущем сезоне. На Гран-при Европы в испанской Валенсии двукратный чемпион мира сумел отыграть две позиции на старте и ввязался в борьбу с фаворитом – немцем Себастьяном Феттелем на Red Bull-Renault.
Поскольку в мощности болид Ferrari с автомобилями Red Bull соревноваться сейчас не способен, Фернандо попытался превзойти соперника за счет тактики. Но стратегия позволила Алонсо опередить только второго пилота Red Bull-Renault – австралийца Марка Уэббера.
Red Bull не сдержать. Даже искусственно
Накануне гонки FIA внесло поправки в технический регламент, запретив командам вносить изменения в карту двигателя между квалификацией и гонкой. Это сделало невозможным использование особого режима в квалификации, когда по ходу быстрого круга выхлопные газы выходят с одинаковой интенсивностью независимо от степени нажатия педали газа пилотом, для более лучшего использования возможностей «выдувного диффузора». По мнению ряда аналитиков, такое изменение должно уменьшить преимущество клиентов моторов Renault, в первую очередь огромное преимущество команды Red Bull в квалификации. Однако все усилия чиновников оказались тщетными: пилоты австрийской команды опять возглавили стартовую решетку в обычном порядке – Феттель – Уэббер.
Если Феттель после старта уверенно защитил занимаемую позицию, то Уэббер был атакован дуэтом из Ferrari, за миг до этого прошедшим третьего в квалификации британца Льюиса Хэмилтона из McLaren-Mercedes. При этом в контактную борьбу с Уэббером за право войти в первый поворот по внутреннему радиусу вступил занимавший пятую стартовую позицию бразилец Фелипе Масса. Но, увлекшись очной борьбой, Марк и Фелипе пропустили по внешнему радиусу красный болид, управляемый четвертым на старте Алонсо. Масса сумел уцепиться вслед за партнером по команде и завершил стартовую борьбу третьим. Впрочем, более мощный болид Red Bull вскоре вернул себе второе место, но в итоге Уэббер проиграл Алонсо в тактике пит-стопов.
В целом соперничество на Городской трассе Валенсии протекало по привычному для Гран-при прошлых лет сценарию. Борьбы на трассе хватало, но это была борьба не выше шестого места, когда британец Дженсон Баттон из McLaren-Mercedes смог обойти немца Нико Росберга из Mercedes-Benz. Во главе же пелотона вся борьба велась стратегами команд и завершилась локальными победами и поражениями.
В итоге Феттель, победивший в квалификации и продемонстрировавший быстрейший круг, выиграл шестую из восьми гонок текущего сезона. Фернандо Алонсо во второй раз стал вторым, а Марк Уэббер финишировал третьим. Этот подиум позволил австралийцу настичь Дженсона Баттона в борьбе за второе место. Теперь у обоих – по 109 очков. Конкуренцию им могут составить Хэмилтон, который после четвертого места в Валенсии имеет 97 пунктов и отстающий от него на десять очков Алонсо. Феттель оторвался от преследователей на неприличное расстояние. У него – 186 пунктов. Впечатляет также преимущество Red Bull-Renault – 255 очков против 186 у McLaren-Mercedes и 101 у Ferrari.
McLaren подписывает капитуляцию?
«Борьба за чемпионство уже прекращена, - резюмировал после гонки турнирное положение чемпион мира-2008 Хэмилтон. – Ни Себастьян, ни Red Bull такого огромного преимущества уже не растеряют. В Валенсии McLaren были недостаточно быстры. К тому же, мне не удавалось в достаточной степени контролировать состояние шин, и под конец дистанции скорость стала резко падать. Хорошо еще, что мне удалось финишировать впереди Массы. В целом гонка была скучной. Я очень плохо стартовал, пропустил обоих гонщиков Ferrari, а в какой-то момент – еще и своего напарника. После этого мне не удавалось поддерживать темп Массы и Алонсо. Полагаю, даже если бы в тот момент я оказался впереди, им удалось бы обогнать меня. Не строю больших иллюзий я и на следующий – домашний – Гран-при Великобритании. Буду рад, если в Сильверстоуне удастся опередить оба болида Ferrari».
«Не знаю, как гонка выглядела со стороны, много ли событий произошло по ходу Гран-при, но мне он показался несколько скучным, - согласился с Хэмилтоном Себастьян Феттель. – Тем не менее, на каждом круге я получал большое удовольствие, управляя машиной. Победы никогда не приедаются. Я не смотрю на турнирное положение и каждую гонку начинаю, будто с чистого листа. Замечу, что несмотря на убедительную победу, я постоянно чувствовал прессинг со стороны Алонсо и Уэббера. У них была несколько иная тактика – иногда они проводили пит-стопы раньше меня, иногда позже. Даже если у меня был небольшой отрыв, как только я покидал пит-лейн, соперники снова оказывались рядом. Я старался атаковать по максимуму, но следил за состоянием шин и пытался предугадать их поведение в конце отрезка».
«Второе место – это максимум для нас на сегодня, - констатирует Фернандо Алонсо. – Потому я рад, что смог разделить на финише двух гонщиков Red Bull. Думаю, болельщикам было интересно наблюдать за моей борьбой с Уэббером по ходу дистанции. На старте я занял позицию позади Марка и старался не отстать, чтобы попробовать отыграться на пит-стопе. Возможность для атаки представилась в середине гонки, правда, не в боксах, а на трассе – я обогнал Уэббера на торможении перед двенадцатым поворотом. Правда, в Red Bull удачно провели пит-стоп и снова вышли вперед, но команда скорректировала стратегию, я заехал в боксы на два круга позже и в итоге вернул позицию».
«Борьба с Фернандо получилась весьма напряженной, и, пожалуй, вплоть до финального пит-стопа я проводил свою лучшую гонку в этом сезоне, - говорит Марк Уэббер. – Первая тройка ехала на предельной скорости, и в то же время каждый из нас старался следить за износом шин. Я был доволен раскладом, пока не совершил ошибку на заключительном пит-стопе. Мы опасались, что Фернандо сможет опередить нас за счет тактики. Я не знал, насколько хорошо будет вести себя более жесткая резина на круге возвращения, но подумал, что лучше, чем изношенная мягкая. Рискнул – и в итоге уступил. Фернандо задержался на трассе еще на два круга, а я вернулся в трафик и по своей вине упустил второе место. Ближе к финишу пришлось сбросить темп из-за возможных проблем с коробкой передач, но к тому моменту отрыв от McLaren составлял едва ли не сектор, поэтому я спокойно доехал до клетчатого флага».
«Наша максимальная скорость не позволяла мне легко провести обгон, но мне удалось предельно поздно затормозить перед вторым поворотом и выйти вперед там, где Росберг этого не ожидал, - делится впечатлениями Дженсон Баттон. - Этот момент стал для меня лучшим в сегодняшней гонке. Мне удалось здорово стартовать, но во втором повороте меня оттерли на внешний радиус, что позволило Нико Росбергу выйти вперед. Потом потратил немало усилий, чтобы вернуть занимаемую позицию. Мне удавалось поддерживать неплохую скорость, я оставался на шинах Soft так долго, как только мог. На середине дистанции я остался без KERS, что приводило к потерям не только на выходе из поворотов, но и на торможениях. Так что гонка получилась не слишком веселой. Впрочем, учитывая все, что происходило с машиной, финишировать всего в восьми секундах позади Ferrari – это очень неплохо. В любом случае, перед Сильверстоуном нам предстоит немало поработать».
Фото сайта f1news.ru