Контракти.ua

Автор: Татьяна Гармаш —  9532  —  02.06.11
Безработное лето: соискатели и работодатели не могут найти друг друга
Безработное лето: соискатели и работодатели не могут найти друг друга

Летом все большее число компаний нуждаются в дополнительных сотрудниках, что, казалось бы, является хорошей возможностью подзаработать как для тех, кто не имеет постоянной вакансии, так и, скажем, студентов или выпускников, выброшенных на рынок труда.

 

Но на практике, найти хорошее рабочее место удается немногим – сезонникам мало платят и не позволяют рассчитывать на зачисление в штат даже при должном рвении с их стороны.

Летняя смена

Со средины мая отечественные компании традиционно озаботились поиском временного персонала. По самым скромным оценкам, летом кадровые аппетиты некоторых компаний вырастают на 15-20%, а общее количество «летних» рабочих мест кадровики оценивают в 4-6 тыс. Львиную долю этих вакансий обеспечивают отдельные города-миллионники, в частности, Киев, Одесса и Львов, а также курортные (Крым, Карпаты) и аграрные (Херсонская, Николаевская обл.) регионы страны.

Наиболее активны летом безработные, ищущие хотя бы временный источник дохода, и студенты

По словам руководителя департамента предоставления услуг кадрового аутсорсинга компании «Анкор» Оксаны Бузник, наиболее активно дополнительных сотрудников ищут фирмы, чей бизнес носит ярко выраженный сезонный характер. Их список достаточно широк. Это, в частности, производители и продавцы прохладительных и слабоалкогольных напитков, мороженого, стройматериалов, кондиционеров, холодильного оборудования, туристические компании, рестораны, гостиницы, строительные организации и др.

Директор по персоналу девелоперской компании ТММ Олег Зарицкий говорит, что они набирают обслуживающий персонал (официантов, горничных, поваров) для работы в ялтинском пансионате. «Сотрудники принимаются на курортный сезон, не более чем на 6 месяцев» - поясняет эксперт.

Как правило, подбирая сезонников, работодатели не гонятся за дорогими высококлассными специалистами. Так, на производство и стройки чаще всего ищут рабочих и грузчиков, продавцы сезонного товара (кондиционеров) больше всего нуждаются в монтажниках, которых на пике продаж техники катастрофически не хватает, а работодатели, специализирующиеся на приеме туристов, готовы принимать официантов, горничных, продавцов экскурсий и др.

В последние 2-3 года все более активными работодателями для сезонников становятся сельскохозяйственные предприятия – в частности, овощеводческие фирмы, нуждающиеся в дополнительных рабочих руках на время сбора урожая.

Но сезонников все чаще приглашают и предприятия, чья деятельность, на первый взгляд, не зависит от времени года. Оксана Бузник отмечает, что «летними» сотрудниками работодатели пытаются заменить штатных работников, пребывающих в отпусках. Речь идет, прежде всего, о невысоких офисных позициях – секретаря, курьера, офис-менеджера и пр.

Работа за еду

Но, хотя, на первый взгляд, вакансий для сезонников хватает, хорошо заработать за лето удается далеко не всем. Дело в том, что большинство работодателей не спешат переплачивать сезонникам – им предлагаются оклады на 20-30% ниже, чем у постоянного персонала такой же квалификации. Так, даже многие столичные предприятия предлагают грузчикам и разнорабочим на лето исключительно минимальные оклады в размере 1,1-1,2 тыс. грн в месяц. На стройках сезонные зарплаты стартуют с 2 тыс. грн, тогда как ставки для штатных рабочих – с 3 тыс. грн в месяц.

Но все рекорды экономности бьют курортные регионы. Так, многие крымские здравницы предлагают даже горничным и поварам со стажем работы всего 1-1,5 тыс. грн в месяц. Правда в пакете со столь скудным жалованием идет бесплатное жилье и питание.

Представители гостиниц полагают, что возможность отдохнуть в свободное от работы время на морском побережье уже сама по себе является неплохим вознаграждением для работников. Схожего мнения придерживаются и рестораторы – в некоторых кафе официантам предлагают работать исключительно за чаевые.

Более того, далеко не всегда работник может получить на руки даже небольшую оговоренную зарплату. Так как сотрудник – временный и удерживать его у работодателя надобности нет, многие фирмы, как минимум, недоплачивают специалистам. Поэтому Оксана Бузник рекомендует соискателям, устраиваясь на временную работу, обращать внимание на правильное оформление документов (договора), что является хоть какой-то гарантией своевременной оплаты труда.

Сезонные выгоды

Кадровики говорят, что желающих подработать в летнее время немало. Наиболее активны безработные, ищущие способ получить хотя бы временный источник дохода, и студенты. Но вот до реального трудоустройства доходит далеко не всегда. И зачастую потенциальных соискателей останавливают именно низкие зарплаты. Ведь, выплачивая копейки, работодатели требуют с них стопроцентной отдачи.

Найти летнюю работу, которая может дать старт хорошей карьере удается немногим

Сами компании жалуются на дефицит временных рабочих рук. Так, в «Киевстаре», который активно набирает сотрудников в call-центр и, на первый взгляд, не предъявляет к претендентам особых требований (готовы рассматривать кандидатуры без опыта работы, в частности, студентов) говорят, что если в Киеве проблем с набором нет, то вот в регионах (Днепропетровск, Львов) закрыть кадровые потребности сложнее.

Еще сложнее работодателям, которые не готовы набирать новичков и тратить время на их обучение. Так, Олег Зарицкий отмечает, что на временные должности они принимают только профи. «Ведь от этого зависит имидж компании в части качества оказания услуг», - поясняет эксперт.

Разнятся подходы работодателей и к вопросу о возможности предоставления лучшим сезонникам постоянного места. Как правило, большинство туристических компаний, гостиниц и ресторанов не готовы предоставлять летним сотрудникам такого бонуса. Олег Зарицкий говорит, что, даже если временный специалист демонстрирует должное рвение, он может претендовать разве что на такую же работу на следующий год – компания создает своего рода кадровый резерв, в который вносит подходящих соискателей.

В то же время начальник центра телефонного обслуживания «Киевстара» Елена Светлова рассказывает, что их сall-центр – это хорошая стартовая площадка для дальнейшей карьеры в их компании. «Например, сейчас департамент тарифной политики на 90% состоит из выходцев call-центра», - резюмирует она.

Однако это, скорее, исключение, чем правило. Найти летнюю работу, которая может получить дальнейшее продолжение и дать старт хорошей карьере удается немногим, что и определяет скептическое отношение кандидатов к сезонным вакансиям.

Статьи по теме
Железнодорожное сообщение в Украине заработает раньше, чем планировалось
Железнодорожное сообщение в Украине заработает раньше, чем планировалось

Правительство приняло решение о возобновлении работы ж/д сообщения с 1 июня, однако это будет раньше
26.05.20 — 3409

Скрининг и маски: Минздрав утвердил правила работы отелей на карантине
Скрининг и маски: Минздрав утвердил правила работы отелей на карантине

Министерство здравоохранения утвердило проект рекомендаций по работе гостиниц на период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни.
23.05.20 — 1212

Украинцы активно ищут удаленную работу: для кого есть вакансии
Украинцы активно ищут удаленную работу: для кого есть вакансии

Некоторые работодатели успели переориентироваться и ждут "удаленщиков"
22.05.20 — 996