Контракти.ua

Автор: Владимир Золотoрев —  22101  —  05.05.11
Из грязи в князи: почему действующей власти нужна мажоритарно-партийная система выборов
Из грязи в князи: почему действующей власти нужна мажоритарно-партийная система выборов

Даже в очень исковерканном виде выборы по спискам привели к важнейшему результату — феномену «демократии ток-шоу». Именно благодаря ему украинцы увидели свою элиту в телевизоре и убедились в том, что она никуда не годится.

Виктор Янукович, обращаясь к депутатам, заявил о намерении изменить избирательную систему. Скорее всего, это будет версия старого закона, по которому избирался парламент в 1998 и 2002 годах, когда одна половина парламента избиралась по партийным спискам, а вторая — по мажоритарным округам. Большинство в «кругах» уверены также в том, что будет повышен проходной барьер для партий — до 4% или даже до 5%.

Что получит власть

Идея власти очевидна. Партия регионов теряет рейтинг, а манипуляции и подтасовки все-таки имеют свой предел, поэтому на них особо рассчитывать нельзя. Специфика же мажоритарных выборов состоит в том, что государство может легко контролировать кандидатов, так как эта задача возлагается непосредственно на местные власти. Злоупотребления «по округам» не так заметны, как зло­употребления в выборах по спискам, к ним труднее привлечь внимание в национальном масштабе. Наконец, выборы по округам всегда дают большое преимущество разного рода начальникам, так как повестка дня таких выборов неизбежно опускается на уровень протекающей крыши и невыплаченной пенсии. У начальников куда больше возможностей починить крышу к выборам и им гораздо быстрее поверят, что для этого им нужно сидеть в целой Верховной Раде в Киеве.

Конечно, некоторые оппозиционеры тоже имеют шансы пройти по округам. Однако это будут отдельно стоящие «крикуны и горлопаны», а не организованная сила, как в случае партийных выборов, и потому считается, что опасности от них будет меньше.

В целом власть получит менее дееспособный и более разношерстный парламент. Есть еще одна задача, которая решается таким образом. Гуляющий сам по себе парламент позволит донецким объяснить, почему у них ничего не вышло с «вертикалями власти» и прочими затеями по «наведению порядка». «Видите, что в парламенте творится? Какой тут может быть порядок?» То есть затея сводится к стратегической и идеологической перегруппировке, от стратегии «стройными рядами захватываем власть» к стратегии времен Леонида Кучмы «я вообще не понимаю, что тут происходит». Поэтому, скорее всего, будущие выборы будут лебединой песней Партии регионов.

Другие последствия

Первое. Смысл партийных списков теперь существенно меняется: они резко теряют свое значение. Затраты на выборы остаются такими же, а вот результат теперь совсем другой. Если раньше пресловутые проценты считались от числа 450, то теперь они будут считаться от числа 225. То есть по старому закону (я сейчас говорю о принципе, не привязываясь к конкретной процедуре подсчета голосов), если список получал 10% голосов, это означало 45 полновесных депутатов. По новому закону, за те же 10% получите только 22,5 депутата. При этом масштабы «окучивания» на выборах и, соответственно, все затраты сохраняются.

Второе. Нетрудно заметить, что в нынешних условиях деление парламента «50 на 50» решает прежде всего задачу недопущения в законодательный орган новых политических проектов. Даже если такому проекту с огромными затратами удастся просочиться в ВР, то возможности его радикально сокращаются по сравнению с возможностями, предоставляемыми старым законом. Таким образом (особенно, если учесть повышение проходного барьера), гражданское общество еще больше теряет возможности влиять на жизнь и деятельность его политических «представителей».

Третье. Новый закон принесет раздолье технологам. До этого им приходилось ютиться по партийным штабам, теперь, при сохранении количества штабов, им добавляется еще фронт работ в виде 225 округов. Поэтому большинство политических экспертов если не одобрят, то молчаливо согласятся с новым законом (критиковать его будут за повышение барьера и тому подобные «недемократические» штучки).

Почему «50 на 50»

Идея «50 на 50» объясняется тем, что Партия регионов уже не способна обеспечить победу, но чистая мажоритарка означает ненужность всех партий и их многочисленных фюреров, полную потерю контроля над личным составом и «вертикалью» и возвращение к феодальным временам раннего Кучмы — эпохе бесчисленных кланов и кланчиков. Разумеется, многие хотели бы такого поворота событий, но это означало бы исчезновение донецких как политического феномена и сокращение их до ближайшего окружения Януковича. Конечно, на это никто не пойдет, и потому принято «компромиссное» решение в чисто украинском стиле, который состоит в том, что при выборе из левостороннего и правостороннего движения выбирается «50 на 50».

Был ли мальчик

Избирательный закон неотделим от Конституции и в некоторых странах просто является ее частью. Это вполне понятно, ведь мы избираем не просто депутатов, а некие функциональные единицы, которым Конституция приписывает строго определенную роль. Поэтому способ выборов должен находиться в строгой связи с тем, что будет происходить потом — после выборов. К примеру, в случае пропорциональной системы совершенно необходимо, чтобы после выборов депутаты не могли бегать между фракциями. Точно так же пропорциональные выборы не имеют смысла в президентской республике, а имеют смысл только в парламентской, когда фракции большинства формируют правительство. В этом случае люди на выборах голосуют не столько за депутатов, сколько за будущее правительство, которое получает четкую партийную идентификацию. Мажоритарные выборы тоже имеют свою логику и могут работать в президентской республике, где президент, а не парламентское большинство формирует исполнительную власть.

Если бы выборы по партийным спискам и формирование Кабмина Верховной Радой продержались в Украине несколько избирательных сезонов, наша элита потеряла бы огромную часть своих возможностей, так как такая система вносит в нашу жизнь самое страшное, то, чего элита боится больше всего, — политическую ответственность. Поэтому первое, что предприняли украинские депутаты после первых же выборов по спискам в 2006 году, — попытались разрушить систему. Тогда это были попытки узаконить «тушки».

Фактически до внеочередных выборов в 2007-м система «пропорциональные выборы — парламентское большинство — Кабмин» не функционировала, так как находилась в состоянии конфликта. Интересно, что после перевыборов как формирование большинства, так и формирование Кабинета происходило уже не столько по Конституции, сколько по сомнительного рода договоренностям. Об этом сейчас совершенно забыли. Затем в 2010-м «тушки» все-таки были узаконены, и от пропорциональной системы выборов осталось одно название.

Таким образом, нельзя говорить, что выборы по спискам себя не оправдали, поскольку их, собственно говоря, и не было.

Здесь очень интересно и важно вот что. Даже в очень исковерканном виде выборы по спискам привели к важнейшему результату — феномену «демократии ток-шоу». Именно благодаря ему украинцы увидели свою элиту в телевизоре и убедились в том, что она никуда не годится. И я абсолютно убежден в том, что именно это обстоятельство привело к массовому неприятию пропорциональных выборов у большинства населения. Это — типичная психологическая реакция на страх. Ведь если элита никуда не годится и это очевидно, то нужно срочно что-то делать, а делать некому, так как ответственные товарищи ни на что не способны. Логический вывод: придется все делать самому. А этого ой как не хочется. Поэтому лучше спрятаться от источника раздражения подальше.

Есть люди, которые считают, что мы просто не приспособлены к выборам по спискам и, как бы там ни было, новая система окажется более подходящей для нас. Но «смешанная система» не есть альтернатива. Это вообще не система, а скорее отсутствие всякой системы.

Смотрите. Депутаты парламента исторически имеют две основные функции — представительскую и законодательную. Представительская возникла первой, когда депутаты были просто представителями жителей определенных территорий, то есть могли говорить от их имени монарху и его министрам. Законодательные функции тогда были минимальны, но со временем расширялись и именно они породили партийную логику, которая в итоге привела к идее выборов по спискам. В тех странах, где остались мажоритарные выборы, они теперь контролируются мощными партиями, и хотя способ выборов по-прежнему имеет значение (например, защищает старые партии от конкуренции новых), избирают уже не столько представителей территорий, сколько законодателей.

Нельзя в рамках одной палаты иметь депутатов, которые «заточены» под исполнение разных задач. Если вы хотите хоть какой-то системности, создавайте вторую палату и избирайте в одну палату от территорий, а в другую — от партий. Совмещение в одной палате функционально разных депутатов приводит к ее параличу.

Выводы

Собственно, задача достижения «управляемого паралича» законодательного органа и ставится сейчас перед новым избирательным законом. Однако власти забывают о том, что лишенные фракционной дисциплины депутаты представляют собой не только аморфную, но и малопредсказуемую массу, способную преподносить неожиданные сюрпризы. У аморфности есть и обратная сторона. Правительству и президенту, конечно, выгодно, когда парламент не выступает с разного рода инициативами, потому что он недееспособен. Но это также означает, что парламент может и не поддержать их собственные инициативы, если такая потребность возникнет.

Что касается избирательного закона, который в наибольшей степени подходит Украине, то он должен приниматься вместе с пакетом конституционных изменений или с новой Конституцией. Бессмысленно сейчас возвращаться к выборам по спискам, если в Конституции узаконены «тушки». Украине нужно прежде всего определиться в том, какая модель формирования ответственности исполнительной власти ей нужна — президентская или парламентская и уже после этого определяться с избирательным законом. Для президентской модели, которая приводит к двухпартийности, подойдет мажоритарка, которая имеет те же последствия, для парламентской системы — выборы по спискам, может быть, по открытым спискам. Компромисс по-украински в виде «50 на 50», который существует у нас уже 20 лет, здесь не работает, как, впрочем, и в других местах.

 

Статьи по теме
Зеленський позбавив громадянства Табачника, Клюєва та інших експосадовців часів Януковича
Зеленський позбавив громадянства Табачника, Клюєва та інших експосадовців часів Януковича

Причинами позбавлення громадянства цих осіб стала наявність у них російських паспортів.
06.02.23 — 740

"Вас ніхто, як Януковича, забирати не буде": партизани попереджають колаборантів і просять підтримки для цивільних

Рух опору на тимчасово окупованих територіях зараз на слуху у всіх: протягом тижня були вибух в окупованому Бердянському порту, замах на колаборанта Ковальова.
03.07.22 — 1149

В ОП прокоментували інформацію про Януковича у Мінську
В ОП прокоментували інформацію про Януковича у Мінську

Радник глави Офісу президента Михайло Подоляк прокоментував інформацію про те, що РФ хоче зробити Віктора Януковича "президентом України".
02.03.22 — 2467