Действующий чемпион мира в классе Формула 1 немец Себастьян Феттель из Red Bull-Renault проиграл первую гонку в сезоне-2011. На третьем этапе гонок – Гран-при Китая в Шанхае – Себастьяна опередил британец Льис Хэмилтон из McLaren-Mercedes. Этот успех стал возможен благодаря мудрой тактике пит-стопов, выбранной британской командой.
Хитрость McLaren и прыть Уэббера
Начинался этап для Феттеля традиционно. Он выиграл все три свободных заезда, а затем первенствовал в квалификации. Проблемы у немца начались после старта гонки. После первого виража Себастьян пропустил вперед обоих пилотов McLaren-Mercedes – Дженсона Баттона и Льюиса Хэмилтона. Вернуть себе лидерство чемпион смог только после первого пит-стопа. Именно после этого началось самое интересное. По всей видимости, изначально McLaren выбрали аналогичную с Red Bull тактику двух пит-стопов. Об этом говорит тот факт, что Баттон заехал на пит-лейн одновременно с Феттелем, а Хэмилтон посетил боксы немного позже.
Однако понимая, что при равных раскладах немца не обыграть, британская конюшня на оставшейся части дистанции решила использовать по два пит-стопа, тогда как их соперник – один. Как следствие, в конце гонки Хэмилтон и Баттон оказались позади Феттеля, но на свежей резине они легко ликвидировали отставание, а Льюису даже удалось выйти вперед. Вполне мог финишировать на подиуме и Баттон, однако он, лидируя до первого пит-стопа, во время первой остановки допустил оплошность, перепутав своих механиков с механиками Red Bull, ожидавших в тот момент Феттеля. В конце гонки Дженсон соперничал за третье место с партнером Себастьяна – австралийцем Марком Уэббером. В упорном противостоянии впереди оказался пилот Red Bull-Renault. Уэббер совершил настоящий подвиг, поднявшись с занимаемого на стартовой решетке 18-го места на третье.
На пресс-конференции после гонки Хэмилтон, ставший первым гонщиком в истории, победившим на Гран-при Китая два раза, опроверг предположение о том, что выбор тактики оказался ситуативным. «Да, нашу победу можно назвать тактической, - сказал Льюис. – Но со стратегией мы определились еще до квалификации. Новые мягкие шины, похоже, держались несколько дольше, чем резина на машинах соперников. Предполагаю, что сегодня очень удачно сложились несколько факторов: пит-стопы прошли отлично, машина вела себя великолепно, а я старался беречь резину. В целом, это одна лучших моих гонок в году. Борьба была плотной, пришлось много обгонять. При этом должен отметить, что перед стартом я всерьез встревожился: в машине возникла какая-то техническая проблема. Механикам удалось устранить ее всего за шесть минут до старта. Я пока даже не разобрался, что произошло».
«Я расстроен, - коротко резюмировал Себастьян Феттель. И после паузы продолжил. - С левой стороны состояние покрытия трассы почему-то хуже, да и первый поворот – правый. В итоге я потерял позиции. Кажется, на первом отрезке гонки мы бережнее расходовали резину и могли дольше оставаться на трассе, однако в этом не было смысла, так как все стараются как можно раньше провести пит-стоп. Стоит признать, что мы просчитались с тактикой. Второй отрезок гонки планировался еще более длинным, а затем, получив жесткие шины, я увидел, что Льюис подъезжает ко мне все ближе. Не было смысла упираться изо всех сил, я старался удерживать свою позицию, не теряя при этом слишком много времени».
Шутки Феттеля и минор Ferrari
«Я был не в себе, когда после 15-ти кругов увидел на табло против своей фамилии цифру 17, - сказал один из главных героев гонки Марк Уэббер. - Но я был очень доволен машиной, после квалификации у меня осталось несколько свежих комплектов резины. Возможно, в дальнейшем и вовсе не стоит принимать участие в квалификациях. Шутки шутками, а работу мы провели в самом деле хорошую. Мы решили начать гонку на шинах Hard, поскольку знали, что это не самый предпочтительный вариант с точки зрения износа, и хотели побыстрее с ними отработать. С этой резиной я не мог нормально бороться даже с командами из хвоста пелотона. Кроме того, соперники активно пользовались системой регулировки заднего антикрыла, и прорываться наверх было крайне непросто. На круге заезда в боксы я ошибся во втором повороте и практически «добил» резину, но мне все-таки удалось добраться до пит-лейн. С того момента гонка словно началась заново».
Но больше всего дискуссий после гонки, конечно, вызвал инцидент с заездом Баттона в боксы Red Bull. «Я очень удивился, что Дженсон посетил наших механиков, - отшутился по этому поводу Феттель. – Однажды подобное уже происходило, когда «в гости» к нам заехал болид Toro Rosso. Не знаю, чем наши боксы так привлекают соперников». Самому Баттону, который при оптимальных условиях мог рассчитывать даже на победу, было не до смеха. «Никакого жеста, который бы приглашал меня в боксы, представители Red Bull не делали, - сказал Дженсон. – Это чушь. Я сам виноват в случившемся. Я думал, это боксы McLaren, но ошибся, и механики махнули мне, чтобы я ехал дальше. Впрочем, ситуация была не такая уж серьезная, ведь я потерял только пару секунд».
Пятое место занял финн Нико Росберг. Эта позиция оказалась самой высокой для Mercedes в текущем сезоне. Партнер Нико – легендарный немец Михаэль Шумахер – тоже финишировал в очках, на восьмом месте. Более того, за несколько кругов до финиша он вполне мог побороться за подиум, но по команде из боксов «экономить топливо» Росберг пропустил вперед Хэмильтона, Баттона и Уэббера. «Я расстроен исходом сегодняшней гонки, поскольку знаю, что мы не до конца воспользовались имеющимися в нашем распоряжении возможностями, - сказал Нико. - В техническом плане нам удалось по ходу этого уик-энда сделать большой шаг вперед. Это здорово, в будущем гонки будут еще лучше».
Пилоты Ferrari бразилец Фелипе Масса и испанец Фернандо Алонсо финишировали шестым и седьмым соответственно. «По итогам этапа мы выиграли всего 14 очков, – говорит руководитель команды Стефано Доменикали. – Это не тот результат, на который мы рассчитывали. Мы разочарованы, и это нельзя отрицать. Нужно проанализировать ход гонки и понять, почему после конкурентоспособной борьбы на двух первых третях дистанции, особенно в случае с Фелипе, мы уступили соперникам в финальной части. Если говорить о стратегии, то я не думаю, что переход на три пит-стопа что-то мог изменить – когда борьба настолько плотная, как сегодня, даже небольшие инциденты могут иметь значение. Фелипе отлично провел гонку и до последних кругов боролся за место на подиуме, финишировав в 15-ти секундах от победителя, а на гонку Алонсо повлияла борьба с Шумахером после первого пит-стопа. Сезон стартовал не так, как мы надеялись, нам нужно добиться большего от машины, особенно в квалификации, и в ближайшие несколько недель мы будем серьезно работать над аэродинамикой».
«Аэродинамика – наше слабое место, - соглашается с руководителем Алонсо. - В этом направлении нужно сосредоточить максимум усилий. Восемь дней назад, в Малайзии, мы видели первые признаки прогресса, но в Китае он не подтвердился, а соперники за это время добились успеха».
После трех этапов лидерство в генеральной классификации гонщиков сохраняет Феттель. У него – 68 очков. Хэмилтон, отставая на 21 пункт, идет вторым. У Баттона 38 очков и он третий. На четвертом месте Уэббер – 37 очков. Алонсо с 26-ю зачетными баллами на пятом месте. В Кубке конструкторов лидерство Red Bull-Renault не вызывает сомнений – 105 очков. McLaren-Mercedes отстают от конкурента на 20 пунктов. Идущий третьим Ferrari далеко позади – 50 пунктов. Следующий этап – Гран-при Турции в Стамбуле – состоится 8 мая.
Фоторепортаж c Гран-при Китая можно посмотреть здесь
Фото сайта f1news.ru