Свершилось. Укртелеком продан мало известному дочернему предприятию такого же не широко известного австрийского фонда EPIC ESU за $1,3 млрд. Повторить на бис успех аукциона по продаже Криворожстали ArcelorMittal не удалось. Зато состоялась, пожалуй, самая загадочная приватизация государственного актива.
Что продали
Конкурс по приватизации Укртелекома объявили в октябре прошлого года. Первой неожиданностью оказались конкурсные условия. В приватизации не могли принимать участие компании, в которых государство владеет блокирующим пакетом акций, а также те игроки, чья доля на украинском телекоммуникационном рынке превышает 25%. Прямого доступа к активу автоматически лишились крупнейшие профильные инвесторы (к примеру, Вымпелком или Deutsche Telekom).
Как заявлял председатель Фонда государственного имущества Александр Рябченко, ознакомиться с тендерной документацией пожелало шесть претендентов. До самой продажи среди наиболее вероятных покупателей называли СКМ и АФК «Система». Но заявка пришла только от одной компании – украинской «дочки» австрийского фонда EPIC ESU, что стало еще одним сюрпризом приватизации одного из крупнейших государственных активов. Как только стало известно, что покупатель у Укртелекома один, котировки акций компании упали на 8,4% - с 0,64 коп. до 0,54 коп за акцию. Капитализация компании за день сократилась почти на 1,9 млрд грн.
Поскольку конкурентов у австрийцев не было, то после независимой экспертной оценки актива EPIC предложили купить 93% акций Укртелекома за 10,575 млрд грн (всего на 75 млн грн выше стартовой цены). Это очень и очень мало, заявила экс-премьер Юлия Тимошенко, считая, что Укртелеком мог бы принести бюджету на $3-4 млрд. больше. «Учитывая текущее состояние компании, цена справедлива. Можно было бы повысить привлекательность оператора и поднять стоимость, но на это потребовалось бы много лет», - говорит старший аналитик BG Capital Александр Паращий.
Как раз времени на то, чтобы улучшить положение компании было предостаточно. Ведь впервые о продаже оператора заговорили еще в 2000 году. С тех пор многое изменилось: власти предприняли четыре неудачных попытки приватизировать актив, а сам Укртелеком из прибыльного бизнеса превратился в убыточный. В начале 2000-х чистая прибыль оператора практически удваивалась ежегодно. Темпы ее прироста заметно снизились в 2003-м, когда долю Укртелекома в Украинской мобильной связи продали российской МТС. Финансовые показатели компании ухудшились в 2005-м, а спустя три года оператор оказался в убытках, достигших 498,6 млн грн. Мобильные операторы активно отбирали трафик у Укртелекома, особенно в сегменте фиксированной междугородней и международной связи.
В 2010 году компании удалось сократить чистый убыток до 258,8 млн грн, но негативная тенденция падения исходящего фиксированного трафика все еще актуальна. Другой рисковый для компании тренд – растущая конкуренция на рынке компьютерной связи. Темпы наращивания дохода Укртелекома от этой услуги замедлились с 57,8% в 2009-м до 25,6% в 2010-м. В результате доход компании в 2010 году снизился на 1,6% до 7,9 млрд грн.
Кому продали
Австрийский концерн EPIC в первую очередь эдвайзер. EPIC не раз выступала финансовым консультантом при продаже и приватизации разных телекоммуникационных компаний. В то же время портфель фонда прямых инвестиций компании невелик. В нем сейчас находится всего три актива, причем самый крупный из них - хорватская группа Valamar Hotels and Resourts со штатом в 3 тыс. человек. Для сравнения, в Укртелекоме только один штат в 30 раз больше. Да и сам оператор не тянет на классический объект интереса для private equity.
«С трудом верится, что они смогут своими силами управлять такой огромной структурой», - говорит аналитик Dragon Capital Таисия Шепетко. Ведь для улучшения финансового состояния монополиста необходимо провести непопулярные и сложные в исполнении реформы. К примеру, решить проблему раздутого штата, приостановить падение доходов от фиксированной связи, расплатиться с долгами компании (на конец 2010 года сумма долга по кредитам составила более 3,0 млрд грн).
В Кабмине EPIC считают посредником, который мог купить Укртелеком в интересах любой другой компании, как той, что не смогла напрямую участвовать в приватизации из-за конкурсных условий, так и той, которая хотела бы скрыть имена реальных покупателей. По основной версии, бенефициаром актива стал председатель правления Укртелекома Георгий Дзекон (он якобы связан деловыми отношениями с генеральным директором ESU Ильей Солодовским) не без помощи бизнесмена Дмитрия Фирташа и главы администрации президента Сергея Левочкина. К слову, Укртелеком всегда был в сфере интересов властей. «Исторически так сложилось, что на монополиста, предоставлявшего неплохие возможности для «левого» заработка, оказывали влияние сразу несколько групп влияния, в том числе администрация президента и правительство», - говорит источник в Укртелекоме.
Как аргумент в пользу версии о покупке Укртелекома украинскими бизнесменами во власти, выдвигают и приватизационные требования к инвестору. Они жесткие особенно в части социальных обязательств. К примеру, инвестор не может сокращать персонал компании по своей инициативе в течение трех лет, а при разрыве трудовых отношений должен обеспечить серьезные выходные пособия. Сотруднику со стажем работы более 20 лет будут выплачивать пособие не меньше 36-ти должностных окладов. В течение трех лет компании необходимо выйти на прибыльность, дополнительно финансируя модернизацию инфраструктуры и не только. Инвестору предстоит создать новую систему госспецсвязи. По оценке Александра Рябченко, Укртелеком нуждается в инвестициях в размере $1 млрд. «На этот конкурс шел тот, кто заранее знал, что сможет не выполнять приватизационные требования, и государство при этом не применит к нему санкции», - отмечает источник в Укртелекоме.
Управляющий партнер EPIC Питер Голдшайдер публично отрицает слухи о том, что его компания действовала в интересах местных олигархов. Георгий Дзекон, которого в прошлом году набсовет компании безуспешно пытался снять с должности, в свою очередь опровергает свою причастность к австрийскому концерну. EPIC планирует реструктуризировать Укртелеком, а через 4-5 лет провести IPO компании или продать актив стратегическому инвестору.
Пока эксперты оценивают будущее Укртелекома позитивно. «Тарифы на местную связь поднимут, и оператор станет прибыльным», - говорит Александр Паращий. Укртелеком наверняка сможет добиться повышения расценок, ведь недавно Виктор Янукович сменил состав НКРС, отвечающий за тарифное регулирование, на более лояльный национальному оператору.
Елена Струк, специально для kontrakty.ua