Автор: Валерий Чуднов —
8329 — 04.03.11
Газовое слияние: может ли Украина выиграть от слияния Газпрома и Нафтогаза
В этом году Украина на транзите газа заработает $2,75 млрд — это примерно четверть всех доходов НАК «Нафтогаз України». Однако в прибыль эти деньги не превратятся. В частности, около половины этой суммы потратят на компенсацию стоимости голубого топлива для населения.
Благодаря этому уровень цен на газ для жителей нашей страны будет порядка 100 $/тыс. куб. м — вынужденная мера, учитывая уровень доходов населения. А вот стоимость газа для промышленных потребителей в II квартале 2011 года может превысить $280 за тыс. кубометров. Эта цена более чем в 2,5 раза выше, чем в соседних с Украиной Белгородской области и Краснодарском крае России.
Газ для Украины может в несколько раз подешеветь в случае слияния ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України». Так считает глава Газпрома Алексей Миллер. «Как только будут подписаны документы, поставки топлива Газпромом на территорию Украины будут осуществляться по внутренним российским ценам. Это касается как населения, так и комбыта Украины, а также поставок газа для промышленности и электроэнергетики», — отметил Алексей Миллер.
Конечно, далеко не все в Украине готовы согласиться с такими аргументами. Например, ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко полагает, что «нет ни политических, ни экономических предпосылок считать, что создание СП будет выгодно Украине». По его мнению, Газпром не будет инвестировать в модернизацию газотранспортной системы или освоение месторождений собственные или заемные средства. «На модернизацию пойдет часть прибыли, полученной благодаря эксплуатации ГТС. Эти деньги Украина и сама может вложить. Необходимо только реформировать Нафтогаз», — уверен эксперт. Правда, следует отметить, что средств на модернизацию правительство до сих пор не нашло, отсутствует и четкое понимание того, каким образом необходимо реформировать НАК, чтобы обеспечить ее эффективность.
Подогревает ситуацию и решение Газпрома строить Южный поток (через Черное море на Балканы) независимо от того, будет ли создано СП. «Создание совместного предприятия никоим образом не повлияет на реализацию проекта «Южный поток», — прокомментировал Алексей Миллер. В случае если прогнозы Газпрома по росту потребления голубого топлива в Европе не оправдаются, украинская ГТС будет недогружена. Впрочем, знакомые с жестким стилем Газпрома по ведению переговоров эксперты отмечают, что заявления руководства компании можно рассматривать как сигнал Украине поторопиться с решением. «Если произойдет слияние компаний, то это даст повод вернуться к теме строительства Южного потока», — отмечает Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (Россия).
Чистая экономика
«Главная проблема, которая мешает договориться, — политизация газовой сферы. Украине и России выгодно тесное сотрудничество в добывающей сфере. Этот вопрос нужно рассматривать прежде всего как экономический», — считает украинский политолог Дмитрий Выдрин. Если абстрагироваться от политики, то объединение двух структур перестает казаться невозможным и невыгодным для Украины. «Совместное предприятие может быть создано на экономически взаимовыгодных условиях», — уверен директор российского фонда «Институт энергетики и финансов» Дмитрий Фейгин.
Основной вопрос — какую долю получит Украина в объединенной компании. Газпром предлагает оценивать вклад по стоимости активов. Теоретически это выгодно для Украины, поскольку прибыль Нафтогаза традиционно невелика за счет огромных выплат в бюджет. К примеру, в 2009 году чистая прибыль Газпрома превысила $20 млрд, а Нафтогаза — всего $0,5 млрд. Соотношение между выручкой компаний намного лучше. У российского монополиста по итогам 2009 года она превышает $80 млрд, у НАК — $11 млрд. Однако украинские эксперты опасаются, что доля Нафтогаза в объединенной компании все равно не превысит 10%. Сегодня о конкретных размерах долей говорить еще рано, их можно будет обсуждать только после оценки стоимости активов каждой из сторон. В настоящее время «Нафтогаз України» и Газпром согласовывают независимого эксперта, который будет оценивать активы двух компаний.
По мнению аналитиков, при нынешних ценах на энергоресурсы и конкурентной ситуации на рынке к 2020 году объединенная компания сможет увеличить прибыль как минимум вдвое — до $40 млрд. Владея, к примеру, 10% акций такой структуры можно говорить о чистой прибыли на уровне $4 млрд ежегодно. Расчет роста экономических показателей базируется на нескольких предпосылках. Прежде всего на прогнозе Газпрома о росте спроса на голубое топливо в Европе к 2020 году на 130–140 млрд кубов, а также на увеличении с 2014-го цены на газ для промышленных потребителей в РФ до европейского уровня, за вычетом затрат на доставку и экспортной пошлины.
Кроме дивидендов, напоминают сторонники объединения, Украина получит и увеличение поступлений в бюджет от деятельности компании. По словам Алексея Миллера, если состоится слияние Газпрома и Нафтогаза, газотранспортные мощности Украины будут загружены в первую очередь. «Сейчас через территорию Украины в Европу ежегодно транзитируется порядка 95 млрд кубометров природного газа, а может 120–125 млрд кубометров. В случае модернизации компрессорных станций и создания лупингов речь может идти о транзите 140 млрд кубометров», — заявил Алексей Миллер.
Впрочем, стороны не спешат раскрывать подробности переговоров и условия возможного слияния. Представители Газпрома озвучивают преимущественно такой бонус, как снижение стоимости голубого топлива до уровня газовых цен в РФ. Важность низких цен на российский газ для украинской промышленности сложно переоценить. «Низкая стоимость газа нужна Украине уже сейчас, чтобы как можно быстрее выйти из кризиса», — уверен российский экономист, декан факультета менеджмента Московского международного университета Леонид Григорьев. По его словам, без дешевого газа выход из кризиса может затянуться на три-пять лет.
В краткосрочной перспективе экономическая выгода для Газпрома в случае слияния с Нафтогазом и выполнения всех обещаний по увеличению транзита, инвестициям, снижению цен на газ — не столь очевидна. Украина — крупнейший импортер российского газа со среднегодовым импортом в 36–37 млрд кубометров. Снижение цен практически в два раза означает уменьшение выручки на $4–5 млрд ежегодно вплоть до 2014 года, когда в РФ намечен переход на рыночные цены для внутренних потребителей. Кроме того, по оценкам экспертов, украинская ГТС требует более $3 млрд инвестиций уже в ближайшие два-три года.
«Очевидный выигрыш Газпрома после слияния — гарантия стабильности и для себя, и для европейских потребителей, возможность управлять всей системой газоснабжения в оперативном режиме. В долгосрочной перспективе — это прогнозируемый рост доходов за счет увеличения транзита газа», — комментирует Константин Симонов. Но при этом выигрыш Газпрома в виде доходов будет распространяться и на Украину как акционера объединенной компании. Кроме того, управление украинской ГТС, по мнению эксперта, позволит Газпрому планово ее модернизировать и нарастить пропускную способность. По подсчетам экспертов, вложения в «Нафтогаз України» окупятся в течение 7–10 лет. Для газовой отрасли — малый срок, ведь контракты на поставку газа заключаются на 25 и более лет.
Третий лишний
«Модернизация украинской ГТС не имеет смысла, если нет газа, а он поступает из России», — заявил в конце января 2011 года комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер. Руководство Евросоюза предполагает, что потребление газа в Европе не будет увеличиваться, а строительство двух газопроводов из России в ЕС — Северного и Южного потоков — суммарной пропускной мощностью 118 млрд кубов позволит обойтись РФ без украинской трубы. «Россия сможет поставлять топливо без помощи Украины или Беларуси — сейчас она экспортирует на европейский рынок 120 млрд кубометров газа», — объяснил Гюнтер Эттингер.
Заявление комиссара ЕС подтверждает мнение экспертов о том, что инвестировать в украинскую трубу Евросоюз не будет — в этом нет ни политического, ни экономического смысла без гарантий России по загрузке мощностей. Фактически Брюссель подталкивает Нафтогаз принять предложение Газпрома и создать СП, что гарантирует стабильную работу трубы и ее максимальную загрузку. В противном случае спустя пять-семь лет Украина рискует перестать быть транзитной страной: чтобы окупить инвестиции и не платить Украине за транзит до $3 млрд в год, Газпром может пустить топливо по Южному и Северному газопроводам. Оптимизм мог бы дать Украине прогноз Газпрома, согласно которому объемы чистого импорта газа в ЕС могут вырасти в 2020–2025 гг. почти вдвое — до 450 млрд кубометров в год. В этом случае Европе нужны будут и Южный поток, и украинский газопровод. Однако до этих времен еще надо дожить. И не один год украинская труба будет загружена едва ли на треть, ежегодно принося менее $1 млрд.
«Договариваться с Россией о создании как минимум — СП, как максимум — о слиянии Газпрома и Нафтогаза все равно придется», — считает Дмитрий Выдрин. По его мнению, в газовую трубу сегодня закачивается слишком много политики, и главная задача заключается в том, чтобы перевести обсуждение в экономическую плоскость. «Нам надо просто понять, как мы сможем сложить свои транзитные возможности с добывающими возможностями Российской Федерации», — полагает бывший замсекретаря Совета национальной безопасности Украины.
Фото Укринформ