15240 — 03.02.11
Шило на мыло: почему мы беднеем, а государство богатеет
Человек отличается от животных тем, что никогда не бывает совершенно счастлив. Он всегда уверен, что могло бы быть и лучше. Он всегда испытывает некоторое беспокойство по поводу настоящего, ему всегда хотелось бы его улучшить.
Животное, прячась от дождя, ищет укрытие. Человек, если позволяют возможности, строит навес. Или хижину. Или дом. Или усадьбу. Человек никогда не угомонится и не остановится в поиске все новых причин для беспокойства и способов их устранить. Такова природа человека, и с этим ничего нельзя поделать. Когда наши люди завидуют каким-нибудь богачам, которые с их точки зрения «с жиру бесятся», им не мешало бы помнить, что им самим могут позавидовать миллиарды людей, которые живут гораздо беднее. Предела богатства не существует. Миллионер, который раздает свои миллионы на благотворительность и науку, в принципе ничем не отличается от того, кто транжирит их на удовольствия. И тот и другой ищут нового богатства. Просто для разных людей в разные моменты их жизни оно выглядит по-разному. Своей цивилизацией мы обязаны только тому, что по неизвестной причине не можем, как муравьи или пчелы, спокойно наслаждаться окружающей реальностью.
Богатство — это то, что было сделано в попытках удовлетворить чувство беспокойства. Все знают, что обмен резко увеличивает производимое богатство. Можно не делать все самому, а обменивать то, что делаешь, на то, что нужно. Обмен возможен только потому, что мы все разные и испытываем беспокойство по разным поводам в разное время. Обмен есть использование неравенства с благой целью.
Возьмем мой любимый пример с шилом и мылом. Фраза «Поменял шило на мыло» описывает изменения, которые, как считается, ни к чему не привели. На самом деле, если обмен был добровольным, каждая из сторон улучшила свое состояние. Владелец шила получил мыло, и наоборот. В обмене шило не равно мылу. Один отказывается от шила в пользу мыла, другой — от мыла в пользу шила. Здесь очень важно то, что богатство возникает сразу в двух частях нашего неравенства.
Другой пример: вор украл деньги и купил на них продукты. Произошло перераспределение, возможно, несправедливое. Но с точки зрения чистой экономики ничего страшного не случилось, поскольку пострадавший мог купить на эти деньги те же продукты. Однако, в отличие от экономистов, человеческий опыт не считает, что тут «не произошло ничего страшного». Ведь добровольного обмена между пострадавшим и вором не было. Вор ничего не дал взамен, и, следовательно, богатство уменьшилось. Если бы пострадавший добровольно подарил вору эти деньги, тогда действительно ничего бы не случилось. В этом примере, кстати, хорошо видно, что богатство невозможно измерить. Но можно сказать — меньше его стало или больше.
Практика обменов приводит к появлению великого правила общества: если хочешь что-то получить от других людей, дай им что-нибудь полезное. Делать всякие гадости оказывается невыгодно и, на самом деле, непросто. Как говорится: «Тот, кто считает, что «это проще, чем отобрать конфету у ребенка», никогда не пробовал отобрать конфету у ребенка».
Заметим, в ходе всей этой многотрудной деятельности люди, сами того не желая, получили побочные продукты в виде общественных институтов, например, права и денег. Деньги вносят в понимание реальности большую путаницу. Использование денег создает впечатление, что они сами по себе имеют какую-то ценность. Разумеется, они обладают (точнее — обладали) некой ценностью как товар-посредник. Но сами по себе они не являются богатством. Никто не работает ради денег. Все работают ради тех благ, на которые их можно обменять. Реальные ценности — это то, что может быть обменяно на другие ценности.
Несмотря на то что обмен производится с помощью денег и, как нам кажется, ради денег, на самом деле, обмениваются реальные ценности. Рабочий Южмаша обменивает в магазине одну десятимиллионную часть ракеты на бутылку водки. Модная певица обменивает одну десятую своего мега-пупер-хита на загородный дом. Ваш покорный слуга обменивает эту заметку на возможность целый месяц пользоваться коммунальными услугами, электричеством, газом и интернетом.
Итак, богатство создается. Для того чтобы оно возникло, не нужны специальные условия, например «природные ресурсы». Наоборот, те или иные вещи становятся ресурсами в ходе создания богатства, когда выясняется, что их можно к чему-то приспособить. Люди сами по себе есть неисчерпаемый источник богатства. И если уж нужны какие-то условия для того, чтобы богатство росло, то они довольно просты.
Первое — не создавать людям помех в их поиске целей и средств. Второе — не создавать помех обмену. Третье — для роста богатства обмен должен быть добровольным. Четвертое — деньги должны как можно лучше выполнять роль средства обмена.
Реализация этих простых принципов в нашей стране, мягко говоря, хромает. Точнее, они реализованы наоборот. Государство лучше нас знает, чем и как нам заниматься. Оно милостиво разрешает. Помехи обмену встречаются на каждом шагу. О добровольности в отношениях с тем же государством тоже не приходится говорить. А о средстве обмена, которое печатают вагонами, просто не может идти и речи.
Дорогие украинцы! Мы бедны, потому что делаем мало полезного для других. Мы так мало делаем полезного и вообще в принципе мало что делаем, потому что на голове у нас сидит государство, которое присваивает себе все, что мы делаем, и начинает нас грабить еще на том этапе, когда нам приходит мысль чем-нибудь заняться. Государство сидит там потому, что мы сами уверены в том, что если где-то прибыло, то это потому, что где-то убыло. А значит, нужно следить за справедливой дележкой и как уж тут без государства? Никто ни словом не указывает здесь на то, что богатство может расти и что оно должно расти. Мы только делим. И жалуемся, что у нас растут цены.
Разумеется, мы такие же люди, как и прочие, и наша природа такая же, как у всех. Мы, как и все остальное человечество, с утра до вечера создаем богатство. Вопрос только в том, что его у нас мало, его становится все меньше и это все заметнее. И причины здесь исключительно субъективные, как и само богатство. Нам просто необходимо наконец-то оценить собственную деятельность и понять, что другого источника богатства не существует. Каждый должен делать что-то полезное для других, делать то, что можно было бы обменять, если бы вдруг исчезли деньги. А для этого нужно навести резкость и оценить себя, свою личную полезность и полезность государства. А пока нападение госорганов на рынок «Петровка» будет восприниматься гражданами не как возмутительный поступок государства, а как «ну и правильно, торгаши еще себе наворуют», мы в целом будет продолжать беднеть.
Владимир Золоторев, «Контракты»