Контракти.ua

960  —  06.09.22
«Украина прекрасна своей адаптивностью, Европа – фундаментальностью». Жизнь в Европе и Украине – сравнение
«Украина прекрасна своей адаптивностью, Европа – фундаментальностью». Жизнь в Европе и Украине – сравнение

Илья Кенигштейн: Украина и Европа. На истину не претендую, высказываю собственное мнение. Мнение окончательно сформировал после того, как убил 2 месяца на открытие счета компании в польском банке.

Украина. Дія – прекрасна. Банковские сервисы Монобанка и Привата – ТОП удобства и наполненности. Интернет – быстрее и дешевле. Уклон – надежнее Uber, и работает во время войны. Цифровые услуги, службы доставки – оперативнее. Там, где административные услуги предоставляются с ИТ-подходом – все ОК. ФОП реально зарегистрировать за 1 день, счет в банке открыть за 1 час, загранпаспорт (до войны) получить за три дня. График поездов соблюдается. Вкусный кофе можно найти даже на заправке, а порог входа в хороший ресторан ниже в разы. Кинотеатры, особенно если это Планета Кино – выше похвал. Creative States – лучшая сеть бизнес-пространств (я объективно). И так далее.

Европа. Для получения паспорта или любого важного документа надо обойти десять инстанций. Заказать справку онлайн часто просто невозможно – а справок в Европе нужно много. Посылки идут ДОЛГО – да, Новой Почты там нет. Поезда ездят по только понятному им графику. Запись к врачу – от недели до месяца. Открыть счет в банке – в лучшем случае 3 дня, обычно – от недели. Это частный. Корпоративный – выше написал.

Хочешь устроить ребенка в детский сад – обойди все кабинеты местной управы. Все зарегулировано в смерть. Жизнь контролируется банками. А там, где банки не контролируют – контролирует государство. С бытом тоже не все просто. В субботу и воскресенье – шабат шалом, все магазины закрыты. Найти в выходные открытый супермаркет в огромном городе – квест. Вкусный кофе или хорошую еду можно найти, но нужно постараться, если ты не живешь во Франции и Италии. Много бюрократии. Часто она не нужна и давно устарела. Принцип «не ломай то что не сломано» сохраняет устаревшие процедуры на протяжении десятилетий. То есть в целом – то, что у нас на поверхности, там – либо отсутствует, либо закрыто, либо есть но за очень большие деньги.

Все украинские бизнес-сервисы или решения построены предпринимателями. Наш бизнес ежедневно проявляет чудеса креатива и адаптивности. Почему. Потому что у нас, помимо комфорта клиента, надо думать о том, как избежать влияния неадекватной государственной системы. Создание бизнеса в Украине – игра на высшем уровне сложности. Его успех – всегда вопреки, а не благодаря. Сначала мешает государство в лице разрешительных, потом ещё раз государство в лице фискальных органов, потом ещё раз государство в лице коррупции и только потом, далеко потом, начинается конкуренция.

В итоге, для того чтобы нашему предпринимателю выжить, ему нужно задавать темп и в сервисе и в бизнес-моделях. А в Европе – нет. Там в этом смысле можно сильно не париться.

Но есть нюанс. Все прекрасное из перечисленного преимущественно доступно в Украине узкой прослойке среднего класса. А если нужен доступ к качественному лечению сложных болезней или честному правосудию – круг сужается до неприлично малого. В Европе же схожий уровень жизни доступен для подавляющего большинства.

Почему это так. Почему средний украинец зарабатывает меньше. Почему живет на 15 лет меньше. Почему у нас нет глобальных технологических компаний, хотя есть люди и идеи для собственных Ubisoft / Boston Robotics.

Потому что есть базовые вещи, которые формируются на уровне институций. И ценностей общества. Где мало просто таланта предпринимателя. Где все определяет средний уровень по стране. Качество госуправления, образования, общественной активности.

Тут мы проигрываем. Потому что мыслить стратегически всё ещё не умеем и учиться пока не сильно готовы. Потому что планировать дольше чем на 6 месяцев сложно, когда группа чиновников может три раза в год менять правила игры.

Чтобы в стране существовала эффективная медицина, качественная полиция и честный суд мало одного таланта. Нужна коллективная дисциплина. Которая воспроизводит работающие институции из десятилетия в десятилетие. Как газон в Великобритании. Для того, чтобы он был идеальным – его нужно регулярно стричь 100 лет подряд.

Европейская бюрократия раздражает. Но там нет рейдерских захватов бизнеса при помощи фиктивного решения суда / черного нотариуса. Если человек заболеет раком в Германии, он не будет собирать деньги по знакомым. Система медицинского и социального страхования поможет. В Польше вы не будете бояться, что ваш стартап отожмет районный прокурор. И так далее.

Главное открытие этих 6+ месяцев – мы должны смотреть на Европу без розовых очков. И на себя тоже. Украина прекрасна своей адаптивностью, Европа – фундаментальностью. Мы можем научить их нашему умению ломать устаревшие барьеры. Они нас – умению терпеливо выстраивать институции. Которые защищают общество от идиотов.

Говорить, что тут лучше либо там лучше – неправильно. Везде по разному. Но однозначно, нам есть чему поучиться друг у друга.

Автор: Илья Кенигштейн, бизнесмен

Статьи по теме
Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу
Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу

Виктор Небоженко: Кремль, на примере «запутанности» европейской истории и границ, пытается «раскачать» одновременно поляков и немцев на взаимный и общеевропейский реваншизм. В России набирает обороты мощная кампания стравливания Германии и Польши.
28.07.23 — 467

Европа ищет контакт? Зачем глава МИД Венгрии Петер Сиярто прилетел в Минск
Европа ищет контакт? Зачем глава МИД Венгрии Петер Сиярто прилетел в Минск

Игорь Тышкевич: Сиярто в Минске. Зачем? На первый взгляд – вот она, позиция Венгрии. Дескать, пророссийский политик приехал к союзнику РФ. Такая логика отчасти справедлива. Но, с другой стороны есть свои нюансы.
13.02.23 — 873

Это фундаментальный сдвиг: закрытие проекта европейской России
Это фундаментальный сдвиг: закрытие проекта европейской России

Сергей Медведев, профессор: А ведь речь вовсе не о визах, ВНЖ и хороших-плохих русских. Речь идет о конце тридцатилетней эпохи, в которой россияне чувствовали себя в Европе, как дома. Да, поначалу как гости без гроша, окно в Париж, челноки, интердевочка и все такое, а потом и как хозяева – с русскими курортами, поместьями, лоббистами, прикормленными политиками, партиями, странами и даже целым пэром в Палате лордов.
17.08.22 — 1259