Контракти.ua

886  —  17.06.22
О чём сказал и о чём побоялся сказать Путин?
О чём сказал и о чём побоялся сказать Путин?

Игорь Тышкевич: Кратко по базовому выступлению Путина на Петербургском международном экономическом форуме.

Первая часть про новый миропорядок и сегодняшние проблемы. Путин связывает весь (не преувеличиваю) происходящий негатив с разрушением старой системы, забывая упомянуть роль России в данном процессе. При этом, говоря о проблемах, постоянно повторяет тезис «началось задолго до спецоперации» или проще «при чём здесь Россия».

На внутреннее поле традиционные темы о загнивании «загнивающего Запада». На внешнее – концентрация внимания на возможных кризисах, начиная от цен на продукцию, заканчивая дефицитом продовольствия и удобрений (и как следствие дестабилизацией ряда регионов). При этом подчёркивается роль РФ как силы, способной минимизировать тот же продовольственный кризис.

Касаясь политики России, сказанное можно уместить в простую фразу: делаем что хотим потому что имеем право. А право имеем потому что «сильные». При этом, говоря о суверенитете государств сделал занимательную оговорку о его «полноте». Дескать не может быть ничем ограничен. Что говорит об отношении к нормам международного права международным договорам. Тут стоит упомянуть изменения в Конституцию РФ, которые касались приоритета национального законодательства.

Касаясь международного сотрудничества особо подчеркнул готовность торговать зерном и сырьём со странами Азии и Африки. Естественно теми, которые признают «роль РФ в международной системе». И стоит отметить важный аспект, касающийся транспортных коридоров. Путин говорил об одном – Юг-Север. Это индийско-иранский проект, который может составить конкуренцию Поясу и Пути. Тут зашит посыл сразу двум глобальным игрокам ожидающим ослабления РФ – США и КНР. Первые стремятся усилить своё влияние на Индию, не допуская её сближения с Китаем. И отдельной строкой стоит проблематика отношений с Ираном. Китайский вектор – упоминание коридора Север-Юг как доминанты. Дели – конкурент Пекина и это с каждым годом проявляется всё сильнее.

Далее был блок внутренних вопросов, рассчитанных на «среднего россиянина». Задача – успокоить и «залить проблемы деньгами». Действительно сверхдоходы РФ последних 8-и месяцев позволяют Кремлю увеличивать бюджетные расходы. В этот раз Путин говорил о программе поддержки рождаемости, ипотеке (отдельно подчёркивая завершение программы в 2022 году – то есть подталкивая граждан к участию дабы удержать строительную отрасль), затронул образование. И много, очень много говорил о развитии малых населённых пунктов. Что логично, поскольку большое количество воюющих в Украине жителей депрессивных регионов по возвращении могут задаться вопросом «почему там лучше?».

То же самое касается Субъектов Федерации. Судя по заявлениям, Путин рассчитывает на запуск дополнительного финансирования ряда госпрограмм и нацпроектов. Но под контролем центра. С одной стороны на местах появляется финансовый ресурс, с другой, только если местные элиты полностью лояльны.

По бизнесу. Анонсировано существенное улучшение бизнес-климата для малого и среднего бизнеса. Учитывая, что эти сферы наиболее мобильны в создании новых рабочих мест, их рассматривают как естественный компенсатор возможных проблем промышленных гигантов.

Анонсированные идеи по промышленному развитию интересны тем, что они повторяют тезисы опубликованного 4 дня назад доклада Института ВЭБ «российская промышленность XXI века: суверенитет и развитие». Речь идёт о частичном отходе от принципа стимулирования предприятий к созданию региональных кластеров и стимулированию цепочек создания технологий. Судя по всему и другие тезисы документа в том или ином виде будут реализовываться в госполитике РФ.

Одельной строкой стоит обращение к крупному бизнесу. Тут и параллели с предпринимателями российской империи начала ХХ века и тезис «дома спокойней». Путин реально опасается выхода из РФ транснациональных компаний с российскими корнями. И зовёт олигархов назад (в том числе уехавших). Предлагая простую схему: зарабатывай, но время от времени делись на программы на которые укажем.

Говоря о создании технологий, затронул в качестве примера преимущества Росатом, гиперзвуковое оружие, часть систем искусственного интеллекта (тут прорывы у РФ есть, но в области шпионажа и работы спецслужб). На этих примерах выстроил тезис о необходимости создания «технологического преимущества» в ключевых отраслях. То есть можно ожидать милитаризации российской технологической промышленности и концентрацию научного и инженерного потенциала на очень узких направлениях.

И, наконец, в завершении вновь пару слов о «многополярном мире». Слушателям выступления (и гражданам РФ) предложен выбор «статус колонии либо полный суверенитет».

Выводы

Путин намерено повышает ставки в диалоге с Западом, выходя со старой идеей раздела мира на сферы влияния. Но учитывая, что подобный исход возможен уже без РФ (договорённости США-КНР), отдельный посыл делает и для Пекина. Во внешней политике, заявлениями о сотрудничестве с «самостоятельными странами», Путин анонсирует ещё одну зону напряжённости – использование российской сырьевой дубинки в Азии и Африке.

В то же время данные посылы не являются чем-то новым. Общий тон Путина свидетельствует о его желании договариваться с Западом. Но, естественно на своих условиях. Уступки в понимании Путина будут равны поражению. Именно поэтому, говоря об Украине (кстати весьма мало), заявил что «задачи спецоперации будут выполнены».

Общий характер речи Путина мало вяжется с анонсом Пескова про «сенсационные тезисы». Либо сенсации и не планировалось, либо выступление было перевёрстано в последний момент.

По крайней мере пока не прозвучали фразы о возможной аннексии новых территорий (оккупированной части Украины). Хотя косвенно такой тезис возможно зашивался и проявился в анонсе выхода в следующем году на рынок зерна с объёмами 50 млн т. Это невозможно в сегодняшних границах РФ на фоне санкций.

Автор: Игорь Тышкевич, политолог

Статьи по теме
Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу
Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу

Виктор Небоженко: Кремль, на примере «запутанности» европейской истории и границ, пытается «раскачать» одновременно поляков и немцев на взаимный и общеевропейский реваншизм. В России набирает обороты мощная кампания стравливания Германии и Польши.
28.07.23 — 590

Россия, ракеты и украинские порты: в чем логика таких атак?
Россия, ракеты и украинские порты: в чем логика таких атак?

Игорь Тышкевич: Российская Федерация концентрируется на обстрелах портовой инфраструктуры Украины. Об этом свидетельствует география последних ракетных атак. И, увы, в той же логике события, вероятнее всего будут развиваться в ближайшие недели.
20.07.23 — 607

Україна-НАТО: чому нас не беруть
Україна-НАТО: чому нас не беруть

Микола Бєлєсков: Будь-який збройний альянс можна дійсно сприймати як певну форму страхування, коли вартість оборони і ризики перерозподіляються більш рівномірно зменшуючи навантаження на кожну окрему країну.
12.07.23 — 463