Свое имя и деньги украинские знаменитости вкладывают в бизнес. Создавать масштабные проекты им мешает экономическое невежество и чрезмерное доверие некомпетентным советчикам. Но передавать свой бизнес профессионалам публичные люди не готовы. Так же как и уделять ему все свое время.
Спортивную карьеру Анатолий Найда, игрок хоккейного клуба «Сокол», окончил в конце 1990-х, когда ему был 31 год. «Я мог бы еще играть. Один из немецких клубов предлагал заключить контракт на 2 года. Но у меня изменилось отношение к игре — любимое дело превратилось в нелюбимую работу», — объясняет вице-президент Федерации хоккея Украины.
Как только появилась возможность безболезненно перейти из хоккеистов в бизнесмены, Найда ею воспользовался. Накопленный за спортивную карьеру капитал он инвестировал в компанию своего друга-хоккеиста Владимира Бороденко, у которого к тому времени уже был процветающий бизнес — сеть заправок «Волна».
Успешным спортсменам, как правило, удается сколотить неплохое состояние на спорте. Средств может не хватить на крупные инвестиции, но на создание небольшого бизнеса — вполне достаточно. К примеру, украинские хоккеисты, выступающие за российские клубы, уходят из спорта с капиталом в $1 млн. Не менее денежные контракты подписывают и с футболистами. Ежемесячные доходы игроков Динамо и Шахтера в среднем колеблются от $10 тыс. до $15 тыс. Игроки класса Ибрагима Бангуро (ФК «Динамо») и Фернандиньо (ФК «Шахтер») зарабатывают более $100 тыс. в месяц.
Миллионами долларов исчисляются призовые фонды теннисных турниров. С начала года украинские теннисистки Алена и Екатерина Бондаренко, выигравшие в январе финал женского парного разряда Australian Open, заработали более $400 тыс. За всю свою теннисную карьеру спортсменки заработали $1,9 млн.
В плавании гонорары ниже. К примеру, за золото на чемпионате мира в Афинах отечественным спортсменам обещали $10 тыс., а за победу в чемпионате Европы украинский Госкомспорт гарантировал гонорар в $1,6 тыс. Но именитые пловцы могут рассчитывать на помощь спонсоров. Например, в 2008 году перед летней олимпиадой в Пекине Андрей Сердинов заключил контракт с компанией «Авто интернешнл» (официальный представитель Suzuki в Украине), которая профинансирует его подготовку к соревнованиям, а в случае успешного выступления выплатит бонус.
Как распорядиться славой и заработанными деньгами? Такой вопрос возникает не только у спортсменов, но и у звезд шоу-бизнеса. Серьезно о дополнительном бизнесе эстрадные исполнители начинают задумываться на третьем-четвертом году карьеры, при условии, что она развивается успешно и приносит $400-800 тыс. в год.
Спортивная карьера, как и карьера певца, доходна до тех пор, пока артист выходит на сцену, а спортсмен выигрывает соревнования. Поэтому звезды спешат инвестировать свою популярность, имя, связи и деньги в раскрутку бизнеса, который станет финансовым ресурсом после окончания профильной карьеры. Звезды вкладывают в магазины, рестораны, спортивные школы. Предпринимательский максимум многих спортсменов — операции с недвижимостью: сдача в аренду квартир, продажа офисов и коттеджей. «Это простой бизнес, не требующий специальных знаний, а инвестиции можно приумножить очень быстро», — объясняет Анатолий Найда.
Отчаянные покупают акции. «Знаю нескольких человек, которые инвестировали 10-20% своего капитала в ценные бумаги. Но они играли на бирже не сами, а отдавали деньги в управление банкирам. Я тоже пробовал инвестировать в акции. Одни инвестиции удались, а другие — принесли убытки. Пока я решил повременить с игрой на бирже», — рассказывает победитель 11 престижных теннисных турниров Андрей Медведев.
По-настоящему успешных бизнесменов среди звезд — единицы. В банковском бизнесе прочно обосновался многократный чемпион мира по прыжкам с шестом Сергей Бубка. В 2004 году он принял предложение Дениса Горбуненко стать одним из соучредителей Перкомбанка, позднее переименованного в Родовид банк, и занять пост президента финучреждения. И хотя банкиры с улыбкой восприняли новость о назначении спортсмена топ-менеджером Родовида, повышенное внимание небольшому банку было обеспечено.
К тому же на то время у Бубки накопился солидный предпринимательский опыт. Еще в середине 1990-х годов он открыл свой спортивный клуб и занялся хлебопекарским бизнесом. Идею спортсмену подсказал Филипп Ламблан, возглавлявший французскую федерацию атлетики. Француз, который к тому же был одним из руководителей компании «Лесаффр», выпускавшей сухие и легкорастворимые дрожжи, посоветовал Бубке заняться этим бизнесом. Легкоатлет получил право на реализацию французской продукции в Украине и открыл в Донецке пекарню.
Деловые достижения украинских звезд шоу-бизнеса менее впечатляющи. Как правило, знаменитости ограничиваются созданием своих звукозаписывающих студий и продюсерских центров. Эстрадных исполнителей, которые бы реализовывали проект за проектом, как, например, Алла Пугачева, выпускавшая под своим именем чипсы, духи и обувь, нет.
Развернуть масштабный бизнес звездам в первую очередь мешают экономическое невежество при мощной уверенности в правильности совершаемых поступков или чрезмерное доверие некомпетентным советчикам. В то же время полностью доверить свой бизнес профессионалам публичные люди часто не готовы, так же как и уделять ему все свое свободное время, вникая в ситуацию на рынке, контролируя продажи и логистику. Управлять же компанией, активно занимаясь спортом или певческой карьерой, невозможно. «Я еще не встречал гениев, которые могли бы параллельно строить две одинаково успешных карьеры — в бизнесе и в спорте», — говорит Андрей Медведев.
Светлана Лобода, экс-участница группы «Виа Гра», в прошлом году с партнерами открыла туристическую фирму Happy Vacations, специализирующуюся на международном туризме. Впрочем, как признает певица, главный ее бизнес-проект — это бренд «Светлана Лобода». Времени на турагентство почти не остается из-за насыщенного гастрольного графика, в офисе она появляется редко, а управление компанией доверила команде менеджеров.
Успех бизнес-идеи во многом зависит от окружения знаменитости. «Возле публичных персон крутится слишком много людей, которые постоянно предлагают им вложить деньги в какие-нибудь проекты», — рассказывает Анатолий Найда. Нередко эксперименты звезд, польстившихся на обещания предпринимателей, заканчиваются плачевно. Неудачными оказались инвестиции пловчихи Яны Клочковой в Дубенский литейно-механический завод «Исполин», совладелицей которого она стала в 2005 году. Уже спустя полгода спортсменка избавилась от непривлекательного актива. Так же она поступила и с долей в крымском санатории «Ясная поляна», причина — предприятие оказалось в центре земельного скандала. Теперь олимпийская чемпионка предпочитает хранить сбережения в банке. Впрочем, неудачи коллег по цеху не уменьшают желания звезд иметь собственный свечной заводик.
Сила имени
Имя — самое ценное, что есть у звезды, потому что его можно дорого продать производителям товаров. Рекламные ролики с участием знаменитостей регулярно появляются на телевизионных экранах, а мировые компании платят высокие гонорары актерам, певцам, спортсменам. Голливудская актриса Кэтрин Зета-Джонс в 2005 году заключила двухлетний контракт с оператором сотовой связи T-Mobile на сумму около $20 млн. За участие в продвижении fashion-бренда St. John Анджелина Джоли получает ежегодно $4 млн. Трехлетний контракт с Dior приносит кинодиве Шарлиз Терон $2 млн в год.
И украинские звезды все чаще получают предложения стать лицом компании или бренда. В рекламных кампаниях участвовали братья Кличко, футболисты Андрей Шевченко, Андрей Русол, пловцы Яна Клочкова, Олег Лисогор, певицы Ани Лорак, Тина Кароль, София Ротару, Руслана. Сам рекламный ролик — возможность напомнить о себе, а съемка в нем — неплохие доходы. Информацию о своих рекламных гонорарах звезды предпочитают не раскрывать. Но, по словам директора креативного бюро Sahar Александра Родионова, стоимость контрактов большинства из них весьма скромна по мировым меркам — от $30 тыс. до $2 млн. «Запросы у звезд разные и зависят от ценности имени», — говорит он. Больше всех на продаже своего образа зарабатывают спортсмены, призеры международных соревнований и олимпийские чемпионы.
«Беспроигрышный вариант — ставка на звезду, известную не только в Украине. Но таких знаменитостей немного, и стоят их услуги дорого. В зависимости от масштаба рекламной кампании — от $500 тыс.», — утверждает Родионов. Двухлетний контракт, подписанный компанией «Оболонь» с Андреем Шевченко в 2006 году, эксперты оценили в $2 млн.
Впрочем, многие звезды готовы работать за значительно меньшие гонорары — $30-70 тыс. «Их известность основана не столько на реальных достижениях, сколько на хорошей работе PR-агентств», — говорит Родионов. Популярность таких звезд недолговечна, поэтому они соглашаются на любые предложения.
Часто известных деятелей культуры и спорта привлекают в качестве «лиц» компаний, передавая им представительские или лоббистские функции. Звездам неплохо удается налаживать неофициальные контакты с чиновниками и бизнесменами. Обычно именем публичной персоны стремятся воспользоваться компании не первой величины. Несколько лет назад народному артисту Украины Павлу Зиброву мелкий предприниматель предложил открыть торговый дом имени певца. Бизнесмен пообещал, что Зибров уже через месяц сможет позволить себе последнюю модель Mercedes. Зибров должен был ездить в регионы, встречаться с директорами местных заводов и договариваться о поставках продукции со скидкой. Две недели певец действительно встречался с руководителями предприятий и мэрами городов, пока не узнал, что партнер собирается покинуть Украину. На этом история сотрудничества певца и бизнесмена закончилась.
Ближе к делу
Помимо гастрольной деятельности и выступлений на корпоративных мероприятиях, доход Павлу Зиброву приносит сдача в аренду звукового и светового концертного оборудования (минимальная стоимость аренды аппаратуры — $300 в день, весь комплекс можно получить на день за $2 тыс.). В медиахолдинг Русланы и ее мужа Александра Ксенофонтова входит продакшн-компания, занимающаяся производством радиопрограмм, озвучкой видеороликов, фильмов, мультфильмов, Flash-презентаций. У Александра Пономарева своя звукозаписывающая студия «З ранку до ночі», благодаря которой уже 5 лет выходит телепрограмма «Шанс».
Звезды эстрады охотно инвестируют в смежные бизнесы. Одно из бизнес-увлечений певцов — продюсирование новых исполнителей. Наталья Могилевская раскручивает проект Quest Pistols, Дизель из группы «Грин Грей» под лейблом R’n’B Planet продюсирует сразу несколько групп. Впрочем, как считает директор компании «Планета Мьюзик» Олег Черный, для звезды, продвигающей на сцену новый проект, собственный бренд все равно остается на первом месте. «Раскруткой певца или певицы они будут заниматься по остаточному принципу. Если в руки такого продюсера-исполнителя попадет хорошая песня, то он ее заберет себе. Получается, что проекту со старта отведена вторая роль, а это уменьшает шансы на успех. И звезда-продюсер выбрасывает деньги на ветер», — говорит экс-продюсер Тины Кароль.
Актеры Анатолий Хостикоев и Богдан Бенюк 7 лет назад создали театральную компанию «Бенюк и Хостикоев». Ежегодно она выпускает по одному новому спектаклю. Основные доходы компании приносят гастроли по Украине. Спектакли собирают полные залы, хотя стоимость билетов в 3-5 раз дороже, чем, к примеру, в киевском театре им. И. Франко.
Спортсмены тоже стараются инвестировать в родственные спорту сферы. Виталию и Владимиру Кличко принадлежит промоутерская компания К2 Promotions, занимающаяся организацией боксерских вечеров и раскруткой боксеров. Анатолий Найда, бросив хоккей, открыл в Киеве несколько магазинов хоккейной экипировки для профессионалов. За то время, что он играл за границей, у него появилось много полезных связей с шведскими и финскими фирмами-производителями, продукцию которых он и продает в Украине.
С 2002 года проходит кубок по спортивной гимнастике олимпийской чемпионки Стеллы Захаровой. Обычно затраты на проведение такого мероприятия окупаются за счет телетрансляции. «Но спортивная гимнастика — это не бокс и не футбол. Она не может собрать большую зрительскую аудиторию. Поэтому нам долго не удавалось найти спонсоров», — говорит олимпийская чемпионка.
С такими же проблемами столкнулась и Лилия Подкопаева, когда организовывала фестиваль «Золотая Лилия». «Изначально проект задумывался как турнир по спортивной гимнастике, но телевизионный рейтинг продукта был слишком низким. Поэтому мы сделали главный акцент не на спорт, а на зрелищность», — рассказывает спортсменка. Проект стал привлекательным для спонсоров и рекламодателей только после того, как преобразовался в гимнастический фестиваль, а в его программу включили акробатику, единоборства, балетное искусство и цирк. Если в 2001-м бюджет фестиваля составлял $60 тыс., то в прошлом году — уже около $1 млн. По словам директора фирмы «Спорт-Сервис» Тимофея Нагорного, организация спортивных турниров — очень выгодный бизнес. Компания, проводившая турниры по единоборствам, богатырским играм, боевым искусствам, приносит гимнастке и ее супругу порядка $6 млн.
Следующим направлением, которое развивают бывшие спортсмены, становятся спортивные школы. Свои школы есть у Екатерины Серебрянской и Лилии Подкопаевой. Частная школа по подготовке чемпионов по спортивной гимнастике была и у Стеллы Захаровой, но проект пришлось заморозить. «Нам повысили аренду спортивного зала, и содержать школу стало невыгодно. Устанавливать же плату за занятия выше 100 грн бессмысленно, поскольку не у всех будет возможность ее посещать», — объясняет олимпийская чемпионка.
Модные одежки
Среди топ-моделей, известных актрис и певиц вариантом удачного инвестирования своего имени считается создание линий одежды, аксессуаров и парфюмов под своим брендом. У певицы Дженифер Лопес есть торговая марка JLo by Jennifer Lopes, у Гвен Стефани — L. A. M. B. Следовать моде, установленной западными знаменитостями, стараются и украинские звезды. Пока без особых успехов. Свои силы в дизайне одежды пробовала Ирина Билык, создавшая в 2002 году коллекцию свадебных платьев. Проект провалился, и продолжать дизайнерскую карьеру певица не стала. А вот Светлана Лобода убеждена, что ее одежный бренд F*ck ‘n’ macho, ожидаемый в продаже этой осенью, окажется более успешным.
Украинская фигуристка, победительница олимпиады Оксана Баюл, выпускает линию спортивной одежды — Oksana Baiul Collection. Костюмы для фигурного катания бывшая спортсменка разрабатывает сама, контролируя весь процесс создания моделей. Форму для гимнасток под брендом L. P. Design выпускает Лилия Подкопаева.
Торговая марка WAWA, созданная при участии украинского дизайнера Виктора Анисимова, принадлежит Владиславу Ващуку. Как признается футболист, пока основные покупатели одежды — его друзья и знакомые. Но круг потенциальных клиентов может расшириться после открытия фирменного магазина. Футболист Андрей Шевченко решил не испытывать клиентов своими дизайнерскими талантами и инвестировал в проверенный продукт — открыл в столице дом Armani.
Выпускать духи под своим именем отечественные звезды пока не решаются. Вероятно, их не впечатлили достижения российских коллег. Провальными оказались духи от Аллы Пугачевой, Ларисы Долиной, Эдиты Пьехи и Анжелики Варум, хотя на Западе этот бизнес приносит знаменитостям миллионы долларов. В 2007 году актриса и певица Дженифер Лопес на продаже духов под своим именем заработала более $70 млн. Парфюм от четы Бэкхемов оказался самым популярным американским подарком на Рождество-2008. Наиболее продаваемым ароматом 2006 года были признаны духи Darling Кайли Миноуг.
Звезда на ужин
Привлекает знаменитостей и ресторанный бизнес. Рестораном «Тампопо» владеют Владислав Ващук и его жена Маргарита Сичкарь, камерное заведение «Ангел» принадлежит Ани Лорак, «Батьківська хата» — ректору Михаилу Поплавскому. Экс-футболист киевского Арсенала Ивица Пирич на паях с игроком Шахтера Дарио Срной открыл в Киеве спортивное кафе «Спорт-Крепс».
Кажущийся многим простым, ресторанный бизнес на практике оказывается нелегким и дорогим занятием. «Для приличного заведения потребуются инвестиции в $700-800 тыс. Даже по меркам украинских звезд — это солидные деньги», — говорит директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.
«Успех Тампопо принесло не имя Ващука, а Маргарита Сичкарь. Она — хороший ресторатор», — говорит Насонова. Еще до знакомства с футболистом она была совладелицей киевского ресторана «Пантагрюэль», а в Москве открывала ресторан «Гетман». Сейчас Маргарита Сичкарь занята созданием ресторанной сети. Вместе с Виолой Ким она открыла Pleasure Cafe и планирует строительство еще двух ресторанов.
По мнению Ольги Насоновой, один из наиболее успешных ресторанных проектов получился у братьев Кличко, которых считают совладельцами развлекательного комплекса «Арена» (сами спортсмены открещиваются от этого актива). Годовые обороты ресторана, входящего в комплекс, — более $2 млн. (Тампопо приносит ежегодно $60-100 тыс.).
Разработку проекта и управление рестораном лучше доверить профессионалам. «Рассчитывать же на то, что люди пойдут в заведение только потому, что оно принадлежит знаменитости, не стоит», — предупреждает Ольга Насонова. Ведь если кухня неважная, а интерьер неудачный, то такое заведение не спасет и имя звезды. К примеру, ресторан «Ангел», который в прошлом году открыла Ани Лорак, не пользуется слишком большой популярностью. По словам Насоновой, у заведения есть проблемы с вентиляцией. Эксперт не исключает, что вложенные $100 тыс. (по оценкам экспертов, $350-400 тыс.) певица вернет нескоро, хотя и доверила управление рестораном своему жениху и совладельцу заведения Мурату Налкакиоглу, а также сети «Козырная карта».
Футболист-строитель. Кто застроит пригород и защитит футболистов
Виктор
Леоненко,
экс-форвард
ФК «Динамо Киев»
Пик футбольной карьеры Виктора Леоненко пришелся на начало девяностых. В 1992 году футболист перешел из московского Динамо в киевский клуб и сразу же стал лучшим игроком Украины. В матче лиги чемпионов 1993 года Динамо—Барселона легендарный форвард забил в ворота испанцев два гола, принеся киевлянам победу. А в групповом турнире лиги чемпионов 1994 года, когда Динамо проигрывало московскому Спартаку 2:0, благодаря двум мячам Леоненко украинцам сначала удалось сравнять счет, а потом выиграть матч.
Но уже спустя три года после этой игры из-за конфликта с главным тренером Динамо Валерием Лобановским футболист потерял место в основном составе. Руководство клуба пыталось продать игрока европейским клубам, но безрезультатно. Президент ФК «Динамо» Григорий Суркис требовал за трансфер слишком большую сумму, поэтому покупателей не нашлось. «В свои лучшие годы я практически не играл», — вспоминает Леоненко.
Последний матч футболист сыграл в 2001 году, но вместо того чтобы как многие футболисты думать о тренерской карьере, решил заняться бизнесом. «Не хотел нервничать из-за футболистов, которые не способны с двух метров дать точный пас, — объясняет свой выбор Леоненко, — а других в чемпионате Украины практически нет».
Идея первого бизнес-проекта пришла спонтанно. Супруга футболиста Елена Леоненко предложила делать ремонты в квартирах. Она сама разрабатывала перепланировку помещений, дизайн и полностью руководила всем бизнесом. «А я его финансировал. Вмешивался, только если нужно было найти общий язык со строителями», — говорит футболист.
Позднее ремонт квартир перерос в небольшой строительный бизнес, который требовал солидных инвестиций, а средств, заработанных на футболе, было недостаточно. Для того чтобы купить землю возле Обуховской трассы под строительство первого коттеджа, Леоненко взял кредит в банке под залог своей квартиры, полученной им за успешное выступление в играх за сборную. А на деньги, взятые под залог купленной земли, начал строительство первого коттеджа. Общая площадь дома и пристройки для обсуживающего персонала составила 500 кв. метров.
На очереди второй коттедж, для которого Леоненко подыскивает покупателя. Продавать дома предприниматель предпочитает полностью готовые. «Работать под заказчика утомительно, — говорит он, — собственнику постоянно что-то не нравится, и приходится переделывать работу. А у моей жены Елены хороший вкус, и она знает, как нужно построить, для того чтобы коттедж купили».
Создавать свою строительную компанию футболист не планирует. Он работает как девелопер: покупает землю, заказывает проект, согласовывает его, строит, а потом продает. По словам бизнесмена, строительство коттеджей — дело прибыльное и приносит 100% рентабельности. Но в будущем Леоненко собирается перейти на сооружение более дорогих объектов. «Мне поступило предложение построить в столице офисный центр или гостиницу. Буду считать, выгоден ли мне этот проект», — говорит бизнесмен. Руководить строительством будет его жена. «Если этот проект удастся, то дальше можно будет всю жизнь отдыхать и заниматься любимым делом», — мечтает Леоненко, свободное время посвящающий организованному им профсоюзу по защите тренеров и футболистов. «К сожалению, украинские клубы нередко не выполняют условий, прописанных в контрактах с футболистами. В свое время я испытал это на себе, а теперь пытаюсь помочь справиться с проблемами другим игрокам», — говорит он.
Олимпийский старт. Как бывшая гимнастка сделала спорт своим бизнесом
Лилия
Подкопаева,
олимпийская
чемпионка по
спортивной гимнастике
Мировая слава пришла к Лилии Подкопаевой в 17 лет. В 1995 году спортсменка из Донецка впервые стала чемпионкой мира по спортивной гимнастике, а через год завоевала золото на Олимпиаде в Атланте. Ее авторский элемент (двойное сальто вперед с поворотом на 180 градусов) до сих пор никто не повторил. Профессиональную карьеру Подкопаева завершила всего в 19 лет из-за серьезной травмы ноги.
«Уже через несколько месяцев после победы на олимпийских играх многие даже не помнили, кто такая Подкопаева. Когда спортсмены больше не приносят медали, их, как правило, забывают. Адаптироваться к нормальной жизни очень трудно, ведь на профессиональной арене они теряют не только здоровье, но и время для получения образования», — говорит бывшая гимнастка.
Устраивать свою карьеру вне большого спорта ей пришлось самостоятельно. После олимпиады Подкопаева на год уехала в США, где занялась тренерской работой и создала свой бизнес-проект. Специально для выступлений на Олимпийских играх 1996 года спортсменка придумала новый дизайн своего костюма — сделала в нем полупрозрачные вставки, инкрустировала камнями. «Купальник понравился, и я решила, почему бы не заняться дизайном профессионально», — вспоминает она.
В Америке Лилия Подкопаева нашла партнеров, согласившихся вложить около $1 млн в проект по производству одежды для занятий спортивной оздоровительной и художественной гимнастикой под торговой маркой L. P. Design. Предприятие оказалось успешным. И хотя экс-гимнастка уже давно покинула США, она продолжает сотрудничать с фирмой, использующей ее имя как бренд. Согласно контракту со своими американскими партнерами, для продвижения продукции Подкопаева ежегодно уезжает на месяц в Америку, где в спортивно-оздоровительных лагерях проводит мастер-классы по спортивной гимнастике. Там же компания реализует спортивную одежду под брендом L. P. Design, 50% прибыли которой достаются чемпионке.
«К сожалению, для большинства бывших спортсменов организовать собственный бизнес нереально. Есть братья Кличко, Сергей Бубка, Ирина Дерюгина, Екатерина Серебрянская, Стелла Захарова, сумевшие после большого спорта стать еще и удачливыми бизнесменами. Но это скорее исключения из правил», — считает экс-гимнастка.
В Украине Подкопаева вместе со своим мужем Тимофеем Нагорным создала компанию «Спорт-Сервис», филиалы которой расположены в России, США и Европе. Компания занимается производством спортивной одежды, питания для спортсменов, а в Украине ее бизнес завязан на создании спортивных шоу. фестиваль «Золотая Лилия» также организовывает Спорт-Сервис, при содействии которого проходят различные турниры и конкурсы красоты.
«Лилия не раз принимала участие в коммерческих кубках в Азии, Америке, Европе и знает, как подобные мероприятия организовывают ведущие мировые компании. Ее опыт помог провести такие же турниры в Украине», — говорит Тимофей Нагорный. А благодаря ее связям компании удалось заключить контракты с крупными компаниями, найти рекламодателей и спонсоров. К примеру, «Золотую Лилию» ежегодно спонсируют более 30 компаний. Как признается бывшая спортсменка, звание олимпийского чемпиона открывает многие двери. Даже банковские. «Я хочу заняться финансами. Возможно, в будущем буду работать в финансовом учреждении», — рассказывает Подкопаева. Переговоры с одним из банков она уже ведет.
Эксперт по недвижимости. Почему успешный предприниматель хочет вернуться в спорт
Олег
Саленко,
экс-форвард
ФК «Динамо Киев»,
испанских
клубов «Логроньес» и «Валенсия»
Олег Саленко был одним из самых ярких украинских форвардов. В 16 лет он вышел на поле в высшей лиге чемпионата СССР в составе питерского Зенита и сразу стал автором самого молодого мяча в истории советского футбола. Слава пришла к игроку на чемпионате мира в 1994 году. В матче против сборной Камеруна он забил 5 голов. Этот рекорд был занесен в книгу рекордов Гиннесса.
За свою карьеру Саленко успел отыграть в киевском Динамо, испанских клубах «Логроньес» и «Валенсия». В 2000 году из-за преследовавших его травм игроку пришлось уйти из спорта. «Я очень рано завершил карьеру, источник доходов иссяк, и нужно было думать, что делать дальше», — рассказывает он. Последовав примеру других футболистов, Саленко вложил средства в недвижимость. Вместе с партнером он купил в центре Киева подвальное помещение площадью 200 квадратных метров, где построил банный комплекс Wild West.
«Размышлять о том, как использовать помещение, стали уже после его покупки. Были мысли соорудить ресторан. Но под рукой оказался уже готовый проект банного комплекса. На нем и остановились», — вспоминает экс-футболист.
Инвестиции в проект составили $300 тыс. Комплекс построили за полгода, а открыли в начале 2002-го. Единственная трудность, с которой столкнулись новоиспеченные бизнесмены, — получение разрешения на установку бассейна. Но и это удалось уладить — чиновники не забыли звезду футбола.
Проект получился успешным, поскольку, как оказалось, именно такого заведения в центре столицы и не хватало. «У нас есть клиенты, которые приходят даже в обеденный перерыв, но основная часть посетителей собирается все же вечером», — рассказывает Олег Саленко.
Инвестиции, вложенные в проект, уже давно окупились. И в этом футболист не видит ничего удивительного: «Тогда ведь период такой был: куда ни вложи, все — прибыльно». Но посвящать всю жизнь банному бизнесу Саленко не планирует. Комплекс расположен в пяти минутах ходьбы от стадиона «Олимпийский», поэтому, когда перед Евро-2012 цены на недвижимость в этом районе возрастут, футболист-предприниматель продаст свое детище.
За свою бизнес-карьеру Олег Саленко успел заключить множество сделок по перепродаже недвижимости. Долгое время он занимался перепродажей офисных помещений: покупал их в новостройках, а продавал, когда дома уже были сданы. «Рентабельность была сумасшедшей, но сейчас рынок стабилизировался, и дешевую недвижимость найти практически невозможно», — сетует предприниматель. От этого бизнеса футболисту пришлось отказаться, и он переключился на земельный рынок, вовремя подметив тенденцию роста спроса на загородные коттеджи.
Два года назад Саленко купил полтора гектара земли под Процевом (19 км от Киева) и теперь продает ее небольшими участками по 25 соток стоимостью $100 тыс. «Но это не просто спекуляция на рынке земли. Я продаю наделы уже со всеми необходимыми разрешениями под строительство», — рассказывает экс-футболист. Самостоятельно покупателям получить их практически нереально, поэтому люди готовы щедро платить за документы. Рентабельность бизнеса — от 100%.
Несмотря на прибыльность операций с землей, Олег Саленко по-прежнему хочет вернуться на поле. «Бизнес не доставляет мне большого удовольствия. В будущем я собираюсь заниматься тренерской работой», — говорит он. Экс-футболист уже оформил тренерскую лицензию и планирует возглавить один из футбольных клубов.
Бизнес на имени. Как реализовать проект стоимостью $100 млн
Екатерина
Серебрянская,
олимпийская
чемпионка по
художественной гимнастике
Екатерина Серебрянская окончила спортивную карьеру через два года после победы на Олимпийских играх в Атланте: «Сидела на трибуне на чемпионате Европы и вдруг осознала всю статичность происходящего: те же судьи, те же спортсменки. Меняются только декорации и страны. Ты соревнуешься уже не мастерством, а выдержкой. Уходить из спорта было легко», — рассказывает гимнастка.
В 1999 году, когда соревнования и постоянные тренировки исчезли из жизни Серебрянской, она создала модельное агентство. «Мне казалось это хорошей идеей. Модельный бизнес очень похож на гимнастику, с той лишь разницей, что раскрутить модель можно намного быстрее», — объясняет свой выбор Серебрянская.
Открыв агентство, спортсменка и не подозревала, с какими трудностями столкнется. «Я не имела представления, что такое бизнес. Я даже с людьми не умела общаться. Всю жизнь провела на тренировочной площадке, а тут появился офис на 200 кв. м в центре Киева и персонал, которым надо было управлять», — смеется экс-гимнастка.
Чтобы восполнить пробелы в образовании, она начала заниматься с бизнес-тренерами. Два года в модельном бизнесе стали хорошей школой для спортсменки. Первый проект стоил Серебрянской $200 тыс., как обучение в западной бизнес-школе на МВА.
После того как агентство закрыли (эта сфера перестала интересовать бывшую спортсменку), она выпустила свой телепроект, взялась за организацию благотворительного фонда и праздников для детей, выпустила книгу. Направлений было много, но окончательно структура бизнеса стала вырисовываться только два года назад. «Я потратила больше полугода на то, чтобы определить, что же я хочу делать. В результате остановилась на двух основных направлениях: здоровье женщин и развитие детей. И все свои компании объединила в Serebryanska Group», — рассказывает спортсменка.
В рамках первого направления Серебрянская занимается производством и продажей DVD-дисков, книг «Секреты от Катерины Серебрянской» и телепередач. Гимнастка выпускает для телевидения программу «Будь в форме», а к сентябрю 2008 года планирует подготовить передачу о здоровом образе жизни. «На всех проектах присутствует мое имя, потому что это помогает продавать продукт», — признается гимнастка.
В телебизнесе ее карьера началась на канале ICTV с передачи «Утренняя гимнастика с Екатериной Серебрянской». Первый сезон спортсменка готовила передачу в партнерстве с каналом и продакшн-студией, затем снимала передачу самостоятельно и продавала телеканалам. Не обошлось без проколов. Команда экс-гимнастки дважды ошибалась с дизайном студии, и телеканалы отказывались брать телепродукт. «В производство программы к тому времени было вложено уже около $60 тыс. Чтобы вернуть деньги, мы из отснятого материала сделали диски с упражнениями», — рассказывает Серебрянская. На продажи в рознице особенно не рассчитывали. Для продвижения продукта прибегли к помощи косметической фирмы Avon, с которой у Серебрянской был подписан контракт. Всем, кто покупал продукт из каталога, дарили диск. К примеру, только в прошлом году Серебрянская реализовала более 100 тыс. дисков.
Студия Серебрянских и компания по организации детских праздников Sport & Fun — вторая сфера деятельности Serebryanska Group. «Спортивная школа — детище мамы, а я больше занимаюсь Sport & Fun. Услуги по организации праздников для детей очень востребованы. Каждый месяц мы проводим около 40 мероприятий», — говорит олимпийская чемпионка.
В планах Серебрянской до 2012 года построить общеобразовательную школу на 1,5 тыс. человек с детским садом, спортивными секциями, футбольным полем, теннисными кортами. Обучение в ней будет стоить $200-400 ежемесячно. проект экс-гимнастка оценивает в $100 млн. Инвесторов, готовых вложить в него, Серебрянская уже нашла. Помогли связи и имя.
Звездный бизнес-олимп.
Активы звезд спорта и шоу-бизнеса
Сергей Бубка
миноритарный пакет акций Родовид Банка, пекарня, заправки и магазины в Донецке
Братья Кличко
промоутерская
компания К2 Promotions.
Совладельцы
развлекательного комплекса «Арена», бутика Montblanc,
(свое
участие в этих проектах Кличко не подтверждают)
Лилия Подкопаева
компания
«Спорт-Сервис»
(создание
спортивных шоу, производство одежды и питания для спортсменов)
Стелла Захарова
Кубок по спортивной гимнастике
Андрей ШевЧенко
Дом Armani в Киеве, недвижимость
Владислав Ващук
ресторан «Тампопо», журнал «Ваш досуг»
Александр Шовковский
салон
меховых изделий
(принадлежит
жене Шовковского — Ольге Аленовой)
Анатолий Тимощук
мебельные
магазины, журнал City Life
(принадлежат
жене Тимощука — Надежде Тимощук)
Олег Саленко
банный комплекс Wild West, торговля землей
Виктор Леоненко
строительный бизнес
Анатолий Хостикоев и Богдан Бенюк
театральная компания «Бенюк и Хостикоев»
Руслана
звукозаписывающая студия, рекламное агентство «Люксен»
Александр Пономарев
звукозаписывающая студия «З ранку до ночі»
Наталья Могилевская
продюсерский центр
Аурика Ротару
бильярдный клуб, ресторан
Павел Зибров
бизнес по аренде звуковой и световой аппаратуры
Дизель
(Грин
Грей)
продюсерский центр R’n’B Planet
Екатерина Серебрянская
компания
Serebryanska Group
(производство
телепрограмм, продажа DVD-дисков и книг, студия Серебрянских, организация
детских праздников)
Ирина Дерюгина
школа Дерюгиных, Международный кубок по художественной гимнастике
Анатолий Найда
магазины хоккейной экипировки, соучредитель предприятия «Волна»
АНОНС! С понедельника в печатной версии еженедельника "Контракты" ...
Навстречу олигархам
Председатель Государственной налоговой администрации Сергей Буряк готов обсудить с олигархами финансовые результаты первого квартала.
В интервью Контрактам Сергей Буряк рассказал о том, что:
1) очередь за возмещением НДС разрулят к апрелю
2) упрощенную систему нужно ужесточать
3) необычные цены деморализуют участников рынка
4) налоговый кодекс могут вытащить из долгого ящика
Горячая двадцатка
Контракты провели исследование рынка ипотечного кредитования, и составили рейтинг самых привлекательных ипотечных кредитов, а также выяснили размер средней переплаты по жилищным займам на банковском рынке. Для анализа Контракты выбрали 20 самых активных участников рынка банковской ипотеки. Подробнее – читайте в деловом еженедельнике Контракты. Подробнее – читайте в деловом еженедельнике Контракты.