Контракти.ua

1060  —  03.11.20
Опасные иллюзии: конституционный кризис как старт самоочищения украинского государства
Опасные иллюзии: конституционный кризис как старт самоочищения украинского государства

Виктор Небоженко: Самая большая политическая опасность – это растущая уверенность президента Украины Зеленского, что потрясения и смены в Конституционном суде, в Высшем квалификационной комиссии суда и Окружном суде Киева приведут к масштабной борьбе с коррупцией. Для того, чтобы это произошло, нужно несколько условий.

1. Нужна готовность лично президента Украины Зеленского идти на конфликт с корпусом олигархов Украины. И его личное мужество демонстративно посадить хотя бы одного олигарха или «слуг олигарха». Но для этого остальные олигархи должны дать свое согласие или выбрать «вооруженный нейтралитет». Олигархи будут тянуть время.

2. Президент должен опираться на свое прогрессивное, некоррумпированное и мужественное окружение людей, которое пойдет с ним до конца. Но уже сейчас президент Зеленский не один, рядом с ним Ермак, а значит олигархи имеют аккуратный доступ к «политическому телу» президента и могут влиять на его поведение, независимо от его личного желания очистить страну от коррупции. Возле президента должен появиться «Чистильщик» госорганов от коррупционной коросты, который возьмет на себя ответственность и выполнит «грязную работу». Но это приведет к конкуренции с Ермаком. Опять тупик.

3. Резкая борьба президента с элитной коррупцией должна носить характер спецопераций, а не скатываться в шумные акции, пропагандистскую трескотню и обычный пиар, который так нравится чиновникам и политтехнологам Офиса президента. Пиар-аресты в Кабмине и штурм замков олигархов мы уже видели.

4. Зеленскому придется добиваться слаженного взаимодействия трех ветвей реальной украинской власти – правоохранительной системы (силовиков и судейских), особенно новых антиккорупционных органов, Офиса президента и Верховной Рады. СНБО такую работу не выполнит. Для этого нужен неформальный орган, обеспечивающий выполнение задач.

5. Желательно умерить вспыхнувшую радость народных масс, настроения злорадства, мести и ожидания быстрых успехов в борьбе с коррупцией. А люди будут с нетерпение ожидать арестов, обысков и посадок богатых коррупционеров. Это заменит им справедливость, компенсирует бедность и отсутствие перспектив.

6. Геополитический фактор также не играет в пользу Зеленского. Кремль будет яростно сопротивляться любым мерам по очищению украинского государства, ибо коррупция это прекрасный инструмент давления на Украину, сильнее чем оккупированные земли Крыма и Донбасса. А Запад уже не верит в способность президента Зеленского бороться с коррупцией.

Как мы видим, надо слишком много условий, чтобы начавшийся конституционный кризис превратился в старт самоочищения украинского государства и хорошо закончился для всех его участников.

Автор: Виктор Небоженко, политолог

Статьи по теме
«Це ж було вже». Чому у двобої «СБУ-корупція» переможе корупція
«Це ж було вже». Чому у двобої «СБУ-корупція» переможе корупція

Олександр Кочетков: Володимир Зеленський пропонує під час війни прирівняти корупцію до державної зради. І, відповідно, долучити до боротьби з корупцією СБУ. Ну, от зараз точно подолаємо і заживемо!  Цікаво, президент і відповідні зміни до низки законів запропонує, які це врегульовують, у Карній Кодекс, зокрема? Чи це так і залишиться на рівні висловлювання, а СБУ просто почнуть залучати по факту?
28.08.23 — 539

Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу
Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу

Виктор Небоженко: Кремль, на примере «запутанности» европейской истории и границ, пытается «раскачать» одновременно поляков и немцев на взаимный и общеевропейский реваншизм. В России набирает обороты мощная кампания стравливания Германии и Польши.
28.07.23 — 460

Україна-НАТО: чому нас не беруть
Україна-НАТО: чому нас не беруть

Микола Бєлєсков: Будь-який збройний альянс можна дійсно сприймати як певну форму страхування, коли вартість оборони і ризики перерозподіляються більш рівномірно зменшуючи навантаження на кожну окрему країну.
12.07.23 — 348