Контракти.ua

839  —  21.10.20
«Від Сяну до Дону» или немного поменьше? О культуре унификации и культуре разнообразия
«Від Сяну до Дону» или немного поменьше? О культуре унификации и культуре разнообразия

Юрий Христензен, блогер: В культуре унификации единая Украина может существовать либо без Галичины, либо без Крыма с Донбассом. Все зависит от полюса, с которого смотреть. С имперского полюса Галичину не нужно было "присоединять", а с унитарного украинского Донбасс с Крымом необходимо "отсоединить". Иначе не получается сделать всех одинаковыми.

Илларионов поднял сегодня интересную дискуссию об унификации и разнообразии. Он привел сначала цитаты имперских начальников о том, что ни в коем случае нельзя было присоединять униатскую Украину, а затем высказывания украинских мыслителей о том, что Крым и Донбасс являются "раковой опухолью Украины".

В СССР (а до этого в Российской империи) культивировалась унификация. Наиболее известный пример – "новая историческая общность – советский человек". Связано это с законом Эшби применительно к вертикальным системам управления. По этой же причине, кстати, не получается построить реальный федерализм ни в СССР, ни в постсоветской России.

В культуре унификации единая Украина может существовать либо без Галичины, либо без Крыма с Донбассом. Все зависит от полюса, с которого смотреть. С имперского полюса Галичину не нужно было "присоединять", а с унитарного украинского Донбасс с Крымом необходимо "отсоединить". Иначе не получается сделать всех одинаковыми.

Культура унификации досталась Украине от прежних империй. Проявляется она в высказываниях украинских политиков наподобие тех, которые приведены в первом абзаце. Но есть и культура разнообразия. В этой, второй, культуре не существует никаких "раковых опухолей" и не надо ничего "отсоединять". И присоединять тоже не нужно.

В марте этого года во время соцопроса 70% одесситов назвали себя украинцами. Чем моложе респондент – тем выше процент. В советском паспорте их родителей могла стоять другая национальность, но они чувствуют себя двуязычными членами украинской политической нации и не видят в этом проблемы. Одесса – мультикультурный город.

Люди культуры разнообразия прекрасно себя чувствуют в Ужгороде и во Львове. И не менее хорошо себя чувствовали в Донецке и Симферополе до оккупации. Им все равно, на каком языке общаться, потому что они знают несколько языков. Они уважительно относятся к чужой культуре и не пытаются никому навязать своих богов.

Разнообразие – это возможность. Но она требует сложной системы управления со множеством сдержек и противовесов. Независимость ветвей власти, субсидиарность регионов – это все про культуру разнообразия. Тем, кто не жил в культуре разнообразия, проще и понятнее культура унификации. Но это точно не про Украину.

Автор: Юрий Христензен

Статьи по теме
Після війни: ветерани і суспільство чи суспільство ветеранів
Після війни: ветерани і суспільство чи суспільство ветеранів

Максим Колесников: Трохи антизради, бо вже сил нема бачити це нагнітання та ниття про те, як ми приречені після перемоги стикнутися з повним триндецом. Пройдусь по деяким пунктам, від яких особливо вже тіпає.
11.08.23 — 428

"Історія нашаровується пластами, з усією їхньою складністю та неоднозначністю". Думка про Батьківщину-мати і не тільки

Олена Червоник: З цікавістю читаю дискусію з приводу Родини-матері. Як завжди дивуюся ось цьому праведному гніву з приводу "радянського мистецтва" – типу ідеологічно-забрудненого, а отже такого, що треба вичистити. По-перше, не існує якогось специфічно "радянського" мистецтва.
08.08.23 — 417

Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу
Поссорить Польшу с Германией: путинская Россия наступает на Европу

Виктор Небоженко: Кремль, на примере «запутанности» европейской истории и границ, пытается «раскачать» одновременно поляков и немцев на взаимный и общеевропейский реваншизм. В России набирает обороты мощная кампания стравливания Германии и Польши.
28.07.23 — 439