Юрий Христензен, блогер: В культуре унификации единая Украина может существовать либо без Галичины, либо без Крыма с Донбассом. Все зависит от полюса, с которого смотреть. С имперского полюса Галичину не нужно было "присоединять", а с унитарного украинского Донбасс с Крымом необходимо "отсоединить". Иначе не получается сделать всех одинаковыми.
Илларионов поднял сегодня интересную дискуссию об унификации и разнообразии. Он привел сначала цитаты имперских начальников о том, что ни в коем случае нельзя было присоединять униатскую Украину, а затем высказывания украинских мыслителей о том, что Крым и Донбасс являются "раковой опухолью Украины".
В СССР (а до этого в Российской империи) культивировалась унификация. Наиболее известный пример – "новая историческая общность – советский человек". Связано это с законом Эшби применительно к вертикальным системам управления. По этой же причине, кстати, не получается построить реальный федерализм ни в СССР, ни в постсоветской России.
В культуре унификации единая Украина может существовать либо без Галичины, либо без Крыма с Донбассом. Все зависит от полюса, с которого смотреть. С имперского полюса Галичину не нужно было "присоединять", а с унитарного украинского Донбасс с Крымом необходимо "отсоединить". Иначе не получается сделать всех одинаковыми.
Культура унификации досталась Украине от прежних империй. Проявляется она в высказываниях украинских политиков наподобие тех, которые приведены в первом абзаце. Но есть и культура разнообразия. В этой, второй, культуре не существует никаких "раковых опухолей" и не надо ничего "отсоединять". И присоединять тоже не нужно.
В марте этого года во время соцопроса 70% одесситов назвали себя украинцами. Чем моложе респондент – тем выше процент. В советском паспорте их родителей могла стоять другая национальность, но они чувствуют себя двуязычными членами украинской политической нации и не видят в этом проблемы. Одесса – мультикультурный город.
Люди культуры разнообразия прекрасно себя чувствуют в Ужгороде и во Львове. И не менее хорошо себя чувствовали в Донецке и Симферополе до оккупации. Им все равно, на каком языке общаться, потому что они знают несколько языков. Они уважительно относятся к чужой культуре и не пытаются никому навязать своих богов.
Разнообразие – это возможность. Но она требует сложной системы управления со множеством сдержек и противовесов. Независимость ветвей власти, субсидиарность регионов – это все про культуру разнообразия. Тем, кто не жил в культуре разнообразия, проще и понятнее культура унификации. Но это точно не про Украину.
Автор: Юрий Христензен