4647  —  05.10.20
Одинокая планета-сирота размером с Землю блуждает по Галактике

Несмотря на то, что большинство планет в нашей галактике Млечный путь входят в состав планетных систем звезд и обогреваются их светом, ученым известны также планеты, которые по той или иной причине покинули исходные планетные системы и движутся теперь в темноте космоса в одиночестве, разорвав гравитационную связь с родительской звездой.

Астрономы называют такие планеты «планетами-сиротами», «планетами-странницами» или «блуждающими планетами», и с каждым днем мы совершенствуем инструменты для поиска таких планет. В новом исследовании команда астрономов обнаружила то, что может оказаться одной из таких блуждающих планет, имеющей массу примерно как у Земли или Марса.

Обнаружение в космосе объекта, который почти не излучает собственного света и не имеет поблизости освещающей его яркой звезды, представляет собой серьезную проблему. Однако есть две научных организации, которые специализируются именно на таких поисках: эксперимент Optical Gravitational Lensing Experiment (OGLE) и коллаборация Korean Microlensing Telescope Network (KMTN).

В новой работе группа астрономов, входящих в состав обоих этих проектов, которую возглавлял Пшемек Мруз (Przemek Mróz), исследователь-постдок из Калифорнийского технологического института, США, объявила об открытии планеты-странницы, имеющей небольшую массу. Рядом с планетой не обнаружено звезды, а ее расстояние до Земли остается неподтвержденным. Команда говорит, что эти находки доказывают эффективность метода микролинзирования для нахождения блуждающих планет в нашей галактике Млечный путь.

При гравитационном микролинзировании присутствие беззвездной планеты обнаруживается по характерному искажению ею света, идущего от далекого источника, в качестве которого может, например, выступать звезда или даже галактика. Однако серьезная проблема, затрудняющая работу с событиями микролинзирования, состоит в их кратковременности. Мруз и его коллеги указывают в своей работе, что «события микролинзирования, обусловленные планетами земного типа, имеют экстремально малые угловые эйнштейновские радиусы (0,1 угловой микросекунды) и временные масштабы (0,1 суток)». Так, эта вновь открытая планета, которая получила название OGLE-2016-BLG-1928, была открыта в ходе чрезвычайно короткого события микролинзирования продолжительностью всего лишь 41,5 минуты, отмечают авторы.

Дев'ята планета існує: вчені оприлюднили нові докази

Астрономи зрозуміли, як її виявити.

Вчені з'ясували, де може ховатися загадкова дев'ята планета

Дослідники сильно звузили область пошуку.

700 млн років тому Земля була крижаною кулею: чому так сталося

Вчені дізналися, чому планета замерзла і що стало причиною.