Контракти.ua

512  —  08.07.20
Кризисные M&A сделки в Украине: спрос превышает предложение
Кризисные M&A сделки в Украине: спрос превышает предложение

Юридическая фирма AVELLUM выяснила, насколько корона-кризис влияет на настроения бизнеса покупать или продавать активы или компании в ближайшие 6-12 месяцев.

Спад экономики заставил продавцов рассматривать продажу бизнеса или привлечение инвесторов. Покупатели видят в этом кризисе возможность увеличить долю на рынке с небольшими затратами. Похожую ситуацию мы наблюдали в 2014-2016 годах в Украине.

По результатам исследования AVELLUM почти 30% компаний планируют продавать бизнес или активы в ближайшие 6-12 месяцев. При этом лишь каждая пятая компания планирует это делать из-за кризиса. Это указывает на то, что большинство крупных украинских компаний относительно успешно выдержали экономический кризис, связанный с COVID-19.

Из компаний на продажу более 60% готовы к дисконту в цене. Однако в будущем продавцы могут повысить цены на объекты продажи, поскольку сегодня количество потенциальных покупателей существенно превышает предложение.

Количество потенциальных покупателей - 50%, и почти все ожидают дисконт в цене, ведь в первую очередь будут продаваться именно слабые бизнесы. При этом более 40% покупателей заинтересовались такой покупкой именно в связи с корона-кризисом. Это означает, что значительная часть компаний имеет оппортунистические настроения и верит в подъем украинской экономики.

Более 60% потенциальных покупателей не изменили намерений приобрести активы в Украине.  Они продолжают верить в привлекательность рынка Украины и видят прибыль в расширении своей доли на рынке. В то же время почти 40% потенциальных покупателей, наоборот, отказались от своих планов приобретения из-за корона-кризиса.

Со стабилизацией экономики такие покупатели быстро вернутся на рынок и спровоцируют повышение цен на активы, которые продаются”, – комментирует Николай Стеценко, управляющий партнер AVELLUM. – “Как следствие, в ближайшие 6-12 месяцев можно ожидать дисконтирование цен на активы, но позже цены на них вновь пойдут вверх, если не будет следующего кризиса”.

Несмотря на небольшое количество объектов на продажу, покупатели ожидают возможность провести полноценную проверку состояния объекта покупки и хотят получить от продавца исчерпывающие гарантии о состоянии объекта. Мы считаем, что такие ожидания изменятся в ближайшее время с увеличением конкуренции за выгодные активы, которые продаются с дисконтом.

Более 60% респондентов утверждают, что продавцу советники не нужны, ведь продается актив с дисконтом. Такой вывод противоречит ожиданиям покупателя относительно гарантий, предоставление которых требует активного привлечения юристов.

Соответственно, продавцы будут предоставлять существенно меньше гарантий, объясняя такой подход дисконтом, либо участие юридических советников на стороне продавца будет необходимым из-за сложности документации”, - пояснює партнер AVELLUM Юрій Нечаєв. – “Стоит также отметить, что почти 80% считают, что без внешних советников в кризисной M&A сделке так или иначе не обойтись”.

Ключевые выводы:

• Почти 30% компаний планируют продавать бизнес в ближайшие 6-12 месяцев. Лишь каждая пятая компания планирует это делать в связи с кризисом.

• Из компаний на продажу более 60% готовы к дисконту в цене.

• Количество потенциальных покупателей превышает предложение. Учитывая это, продавцы могут повысить цены на объекты продажи.

• Более 60% потенциальных покупателей не изменили намерений приобрести активы в Украине из-за кризиса.

• Более 60% респондентов считают, что продавец в рамках кризисной M&A сделки должен предоставить покупателю исчерпывающие гарантии о состоянии объекта продажи.

• 74% респондентов считают необходимым проверку (due diligence) объекта в рамках кризисной M&A сделки.

• Почти 80% считают необходимым привлекать внешних советников в кризисной M&A сделке.

Онлайн-опрос AVELLUM проходил в июне 2020 г. В нем приняли участие 56 собствеников бизнеса, топ-менеджеров и руководителей юридических отделов украинских и международных компаний.

Выводы основаны на анализе ответов респондентов, а также на разноплановом опыте AVELLUM по сопровождению M&A сделок во различных секторах украинской экономики в течение 11 лет работы AVELLUM на рынке, в том числе во время предыдущих экономических кризисов.

 

Больше информации и выводов -  в ОТЧЕТЕ ПО ССЫЛКЕ (на украинском языке).

Статьи по теме
Великі гроші: десятка найпопулярніших бізнесових медіа в Україні
Великі гроші: десятка найпопулярніших бізнесових медіа в Україні

Функціонування українського бізнесу під час війни, виклики підприємців, розвиток своєї справи та масштабування на міжнародному ринку, діджиталізація та оптимізація роботи, релокація бізнесу та перепрофілювання відповідно до вимог часу, інвестиції з-за кордону та нові стартапи —  про це українці щодня читають у бізнесових медіа.
28.09.23 — 546

«BROCARD – український бізнес, і ми працюємо на перемогу», –  заява компанії
«BROCARD – український бізнес, і ми працюємо на перемогу», – заява компанії

Понад 14 місяців із початком повномасштабного військового вторгнення російської армії до України група компаній BROCARD була об’єктом регулярних інформаційних атак. Численні перевірки діяльності BROCARD не виявили жодних порушень. Станом на сьогодні правоохоронні органи не мають до компанії жодних претензій – судові справи закрито. Про це повідомляють у «Брокард-Україна».
16.05.23 — 5453

Польські та турецькі бренди вже повернулися на ринок України, невдовзі прийдуть й інші - експерт
Польські та турецькі бренди вже повернулися на ринок України, невдовзі прийдуть й інші - експерт

В Україні незабаром можуть відновити роботу бренди, які призупиняли її через війну.
15.08.22 — 993