Столкновения между Индией и Китаем, противостояние Германии и США, Балканская дипломатическая интервенция Трампа, напряжённость в Эгейском море и военные планы Турции, кризис на Корейском полуострове: обзор горячих геополитических событий от эксперта по международной политике Ильи Кусы. И это ведь далеко не все. Вот такой вот динамичный 2020-й, а мы пока всего лишь в июне...
Илья Куса, эксперт по международной политике: Между Индией и Китаем произошли вооруженные столкновения в Гималаях. Трое индийских военнослужащих погибли, один из них – офицер в звании полковника. Столкновения имели место вдоль спорной Линии фактического контроля, которая стала де-факто границей между ними после войны 1962 года.
Всё это произошло спустя уже несколько месяцев усиленного наращивания обеими сторонами группировки войск в спорных приграничных районах, а также их попыток строительства тут постоянной логистической инфраструктуры для получения территориального преимущества.
Ещё в начале июня стороны вели параллельные переговоры по линии военных о де-эскалации. И даже в какой-то момент сумели договориться об отводе войск от Линии в трёх местах как минимум. Но, видимо, что-то пошло не так, и сегодня они всё-таки сцепились между собой.
Инфраструктура и контроль над несколькими геостратегическими точками вдоль границы – в этом и суть столкновений.
Для Китая непозволительно подпускать Индию к Каракорумскому перевалу, захват которого индийцами даст им огромное преимущество в потенциальной войне за счёт налаживания постоянного военного снабжения своих опорных баз.
Для Индии такое же значение имеют спорные районы рядом с Бутаном и Непалом, где китайцы строят подъезды, шоссе и иную инфраструктуру для подвоза войск и усиления своей приграничной группировки.
Интересно, что в обоих странах пограничную эскалацию рассматривают в разрезе американско-китайского глобального противостояния. Особенно в Пекине, где усиленно раскачивают тезис о том, что это всё часть "новой холодной войны", и Индия не должна действовать по указке Вашингтона.
По этой причине, я полагаю, Индия и Китай в прошлом месяце отвергли предложение Дональда Трампа о посредничестве в мирных переговорах.
Если вам кажется, что 2020-й год ещё недостаточно динамичный, то вот вам ещё пару сюжетов в копилку.
1. Противостояние Германии и США.
В Бундестаге рассматривают возможность введения пошлин на американский сжиженный газ в ответ на санкции США против "Северного потока-2", а также введения санкций против американских сенаторов – авторов соответствующих законопроектов.
Трамп раскритиковал Германию за сотрудничество с РФ в области энергетики, и заявил, что выводит оттуда 9,5 тысяч американских военных "из-за того, что они недостаточно выделяют на НАТО".
2. Балканская дипломатическая интервенция Трампа.
США пригласили в Белый Дом на переговоры лидеров Сербии и Косова, дабы помочь им урегулировать разногласия, которые в последнее время снова заставили всех говорить об эскалации.
Администрация Трампа предлагает Косово льготный кредит на $ 200 млн. и вывод своих войск в обмен на отмену Приштиной всех торговых и пошлинных ограничений против Сербии.
3. Напряжённость в Эгейском море и военные планы Турции.
Анти-эрдогановский ресурс "Nordic Monitor" обнародовал якобы "военные планы" Турции по вторжению в Грецию и Армению – документы, слайды презентаций и карты, в которых говорится каким образом стоит совершить военную операцию против двух стран.
Насколько это всё правда, проверить сложно, но Греция уже набросилась на Анкару за это. Обе стороны провели военные учения в Эгейском море. Франция напрямую обвинила Турцию в нарушении оружейного эмбарго против Ливии. А в Брюсселе в НАТО снова заговорили о том, что Турция блокирует планы Альянса по обороне Восточной Европы.
4. Наконец, кризис на Корейском полуострове.
Северная Корея взорвала совместный узел связи с Южной Кореей на границе в Кэсоне, который был символом меж-корейского диалога.
КНДР активно вбрасывает информационные сообщения о том, что они рассматривают вопрос введения войск в демилитаризованную зону. В Сеуле напряглись, и считают, что Пхеньян провоцирует эскалацию.
Да, провоцируют, и, скорее всего, надеются использовать свой проверенный метод управляемой эскалации для получения уступок со стороны Вашингтона.
В частности, это касается ослабления международных санкций, которое Дональд Трамп пообещал Ким Чен Ыну в обмен на прекращение запусков ракет и ядерную де-эскалацию. Правда, с тех пор никакого результата эта персональная дипломатия не дала.
Кроме того, тут и фактор внутриполитических перестановок в КНДР. Наблюдается усиление влияния сестры Ким Чен Ына – Ким Йо Чжон, которая усилила свои позиции в Пхеньяне в последние годы, а особенно после недавнего временного "исчезновения" Кима, когда кто-то даже разгонял фейк о его смерти.
Ким Йо Чжон с 2018 года курирует вопрос отношений с Южной Кореей, так что все эти манёвры, не исключено, связаны больше с её личным влиянием на ситуацию и попыткой оказать давление на Сеул и Вашингтон с тем, чтобы выбить для себя больше бонусов.
Здесь ставится ещё вопрос об успехах американской дипломатии на корейском направлении. Очевидно, что личное вмешательство Трампа в 2018 году не особенно помогло разрешить кризис (хотя он считает иначе), а лишь отсрочило новый виток эскалации. После провального Ханойского саммита 2019 года, никаких особых подвижек в меж-корейском диалоге не было.
А затем КНДР возобновила запуски ракет, снова начала бряцать оружием, прекратила переговоры с Сеулом, а сейчас вот дошли до войны символов и военно-психологического давления на границе.
В общем, такой вот 2020-й год. Мы ещё в июне. Буду держать вас в курсе других сюжетных поворотов.
Автор: Илья Куса