Андрей Волянский, доктор медицинских наук: На сегодняшний день в 20 странах мира зафиксировано более 500 летальных исходов, связанных с covid-19. Это 5 азиатских, 4 американских и 11 европейских стран. Почему так сильно страдает Европа? И более конкретно: Евросоюз?
Первый ответ: демография. Евросоюз старый. 20-22% жителей 65 лет и старше, рождаемость низкая, смертность более 10 на тысячу, 90% смертей происходят в группе 65+. За 4 месяца в ЕС должны умереть около 1,9 млн. человек. Сейчас вирус выделен примерно у 100 000 умерших жителей ЕС, на конец апреля около 6% смертей будет связано с covid. На диаграмме Euromomo стал заметен подъем смертности, начиная с 13-й недели, сопоставимый с гриппозными подъемами в январе 17-го, январе и марте 18-го, январе и феврале 19-го. В сезоне 19-20 гриппозный сезон был мягким и уровень смертности в январе повышался очень незначительно.
Напрашивается очевидная мысль – есть какая-то часть пожилых или тяжело больных людей, которые должны умереть. В ближайшем будущем. Из-за изношенности органов, каких-то серьезных и длительных функциональных нарушений и т.п. Короче, из-за выработки ресурса. И нужен только дестабилизирующий толчок. Грипп, сильная жара, covid.
Я предвижу возмущенные реплики: "мой папа /мама/ бабушка/ тетя и т.д. очень крепкий(ая)/ ведет здоровый образ жизни/ оптимист по натуре и т.д." Мы крайне волнительно принимаем мысль о смерти близких. И при этом большинству из нас наплевать на то, что 7 миллионов детей до 15 лет ЕЖЕГОДНО умирает в мире. Но как раз в ЕС дети не умирают, это удел Африки и Азии. Именно этих смертей из-за недоедания, туберкулеза, малярии, низкого уровня медицины и т.п. в цивилизованном мире не должно быть.
Covid-19 – хороший повод задуматься об истинных и ложных ценностях, осознать целостность цивилизации, отказаться от пути роста потребления в сторону гармоничного развития. И без лишнего пафоса и трагизма принять неизбежность смерти, понимая что смерть детей ненормальна, смерть стариков – закономерный исход.
Автор: Андрей Волянский, врач-иммунолог, заведующий лабораторией иммунореабилитологии Института микробиологии и иммунологии НАМНУ им. Мечникова