Евро стремительно дешевеет. Всего за неделю, с 17 по 24 марта, курс денежной единицы Евросоюза по отношению к доллару рухнул на 3% — с 1,38 USD/EUR до 1,33 USD/EUR. Причиной падения стала новая волна паники по поводу финансового состояния Греции, которая может объявить дефолт. Оправдаются ли эти опасения, станет известно не позже чем через месяц.
Но это дорого. По данным Bloomberg, 23 марта десятилетние еврооблигации правительства Греции котировались с доходностью 6,3% годовых (до возникновения паники вокруг Греции, в августе–ноябре 2009-го, доходность бумаг составляла 4,4–4,7% годовых, а до глобального финансового кризиса, в 2005–2007 гг., — 3,2–4,3%). Котировки к моменту начала выплат, скорее всего, еще вырастут.
Выплаты по долгам должны начаться 19 апреля. Греция ждет от ЕС не денег, а выражения поддержки, которое позволит остановить панику и понизить процентные ставки, заявил замминистра финансов Греции Филиппос Сахинидис. «Мы хотим увидеть решимость некоторых стран еврозоны дать ясный сигнал рынкам», — заявил он.
Но Германия не хочет давать такие сигналы. Греция может рассчитывать на финансовую помощь только после того, как исчерпает возможности для привлечения средств у частных инвесторов, а также при условии получения помощи от МВФ. Судя по всему, Берлин хочет показательно наказать Афины за расточительную бюджетную политику последних лет (госдолг Греции в этом году превысит 120% ВВП при принятом в Евросоюзе нормативе 60% ВВП), а также предостеречь от подобного поведения другие страны, которые являются членами еврозоны.
Пока у Греции есть время, чтобы договориться с МВФ. Ожидается, что ее правительство обратится за помощью к Фонду в первых числах апреля.
Конфликт Германии и Греции, доля которой в суммарном ВВП стран еврозоны составляет незначительные 2,8%, вызвал очередной виток споров о судьбе единой европейской валюты. Некоторые экономисты считают, что в самой идее валютного союза между странами с разными типами экономики заложены противоречия, которые рано или поздно приведут к краху евро. Государствам с экспортно-ориентированной экономикой, таким как Германия, выгодно соседство со странами-импортерами — это расширяет рынок сбыта. Однако при этом импортеры вынуждены финансировать закупку товаров за счет притока капитала, прежде всего заемного. А это неизбежно приводит к росту долгов. Кроме того, Германия заинтересована в стабильности евро, а более экономически слабым странам, таким как Греция, Испания, Португалия, было бы выгодно ослабление денежной единицы. Сильный евро грозит им длительной стагнацией и обеднением населения.
Но эти проблемы пока носят потенциальный характер — они могут поставить под сомнение существование евро не ранее чем через годдва в случае конфликта с участием Испании или других крупных стран — членов еврозоны. А пока паника на финансовых рынках связана с действиями спекулянтов, полагают греческие чиновники. Не исключено, что из нынешнего кризиса европейский валютный союз выйдет не ослабевшим, а, наоборот, укрепленным. Пока экономисты спорят о крахе евро, чиновники ищут пути предотвращения конфликтов между участниками валютного союза. Еврокомиссия должна принимать участие в планировании национальных бюджетов членов еврозоны, «чтобы распознать плохие изменения еще в хорошие времена», — считает еврокомиссар по вопросам экономики и финансов Олли Рен.
Текст: Константин Кравчук