Вот вам видение нынешней ситуации и перспектив выхода из нее от автора бестселлера "Sapiens: Краткая история человечества", профессора исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме Юваля Ноя Харари.
Многие утверждают, что в эпидемии коронавируса виновата глобализация, и что единственной возможностью избежать в будущем подобных вспышек является государственное обособление и закрытие границ. Мол, нам придется возвести стены, ограничить перемещение по миру, сократить объемы международной торговли.
Однако все ровным счетом наоборот: хотя временный всеобщий карантин необходим для противостояния эпидемии, длительная самоизоляция приведет к экономическому коллапсу, не предложив ничего действенного для борьбы с будущими вспышками заразных заболеваний. Настоящим лекарством против эпидемий является не сепаратизм, а взаимодействие.
Эпидемии убили миллионы людей задолго до нынешней глобализации. В XIV веке не было самолетов и круизных кораблей, однако черная смерть добралась из Восточной Азии в Западную Европу за считанные годы. Эта эпидемия убила от 75 до 200 млн человек – более четверти населения Европы и Азии, 40% тогдашнего человечества. Во Флоренции умерла половина горожан.
В марте 1520 года зараженный оспой европеец высадился на берегу Мексики. В то время в Америке не было ни поездов, ни автобусов. Не было даже вьючных животных. Несмотря на это, к декабрю того же года эпидемия черной оспы распространилась по всей Центральной Америке и убила треть ее населения.
В 1918 году особенно агрессивный штамм гриппа сумел проникнуть в самые отдаленные уголки земли. Около полумиллиарда человек заразились – более четверти жителей планеты. Считается, что в Индии умерло 5% населения, на острове Таити – 14%, на Самоа – 20%. Меньше чем за год "испанка" выкосила десятки миллионов человек – по ряду оценок, число жертв эпидемии достигло 100 млн. От гриппа погибло больше людей, чем за 4 года кровавых боев Первой мировой войны.
С тех пор человечество стало намного уязвимее перед эпидемиями – из-за ускоренного роста населения и развития международной транспортной системы. Гигантские современные мегаполисы, такие, как Токио или Мехико, предоставляют вирусам более обширное поле жатвы, чем средневековая Флоренция, а современные автомобили обладают гораздо большей скоростью, чем транспортные средства в 1918 году. Вирус способен добраться из Парижа до Токио или Мехико за 24 часа. Казалось бы, наша жизнь должна напоминать инфекционный ад, в котором эпидемии атакуют нас одна за другой.
На самом деле как частота, так и ущерб от эпидемий резко снизились с 1918 года. Несмотря на ужасные вспышки СПИДа и Эболы, в XXI веке жертвами эпидемий становится намного меньший процент населения, чем когда бы то ни было в прошлом. Все дело в том, что наилучшей защитой от микробов и вирусов является не изоляция, а информация. Человечество побеждает в войне с эпидемиями, поскольку в гонке вооружений между микробами и врачами первые полагаются на случайные мутации, а вторые – на научный анализ информации.
Вместо молитв – прививки, вакцина и гигиена
Во время вспышки чумы в XIV веке у человечества не было ни малейшего представления о том, что привело к этой ужасной болезни и как ее можно остановить. До Нового времени люди думали, что болезни на них насылают разгневанные боги и злые духи.
Они даже не подозревали о существовании бактерий и вирусов. Люди верили в ангелов и фей, но не могли вообразить, что элементарное мытье рук способно уничтожить миллионы смертоносных хищников. Поэтому, когда черная смерть и оспа заглянули к ним в гости, лучшее, что могли предложить власти, это массовые молитвы. Это не помогло. Напротив, собиравшиеся для многолюдных ритуалов жители городов массово распространяли заразу.
За последние 100 лет ученые, врачи и медсестры во всем мире собрали необходимую информацию и сумели понять, каким образом распространяются эпидемии и как их можно остановить. Эволюционное учение объяснило нам, как и почему возникают новые болезни, а старые становятся опаснее. Генетические исследования позволили ученым распознавать механизмы формирования недугов.
Люди Средневековья так никогда и не узнали, что стало причиной черной смерти. В 2020 году всего две недели ушло на идентификацию коронавируса, расшифровку его генома и создание надежного анализа для выявления инфицированных.
Как только ученые поняли, что приводит к заболеваниям, они смогли создать более эффективные средства защиты. Человечество побеждает в борьбе с невидимыми врагами благодаря прививкам, антибиотикам, тщательной гигиене и более развитой медицинской инфраструктуре.
В 1967 году вирусом оспы заразились 15 млн человек, из которых почти 2 млн погибли. Однако в следующем десятилетии совместные международные усилия по вакцинации населения привели к колоссальному успеху. В 1980 году ВОЗ провозгласила победу человечества над оспой, окончательно исчезнувшей с лица Земли. В 2019 году ни один человек на земле не заразился или умер от оспы.
Требуется международное сотрудничество
Какой урок преподносит нам история в отношении нынешней эпидемии коронавируса?
Во-первых, она показывает, что невозможно защитить себя, закрыв свои границы навсегда.
Помните, что эпидемии довольно быстро распространялись в Средние века, задолго до глобализации. Даже если мы сократим свои внешние связи до уровня Королевства Англии 1348 года – этого будет недостаточно. Чтобы действительно защитить себя исключительно самоизоляцией, мало вернуться в Средневековье. Нужно вернуться в каменный век. Хотим ли мы этого?
Во-вторых, история учит нас, что подлинная защита достигается благодаря обмену научными знаниями и глобальной взаимопомощи. Важно, чтобы пострадавшее от эпидемии государство поделилось правдивой информацией о болезни, не опасаясь катастрофических последствий для своей экономики. Не менее важно, чтобы другие страны могли доверять этой информации и чтобы они согласились помочь пострадавшему государству, а не бойкотировали его. Сейчас Китай может предоставить остальному миру важные знания об эпидемии коронавируса, но это требует международного доверия и сотрудничества.
Международное сотрудничество требует также быстрого введения эффективных мер во всем мире. Карантин и массовая изоляция жизненно необходимы, чтобы остановить эпидемию. Но если государства не доверяют друг другу, опасаясь, что на уступки придется идти лишь им одним, то правительства этих стран проявляют опасную нерешительность в вопросе введения столь строгих мер.
Если вы обнаружите в вашей стране 100 вирусоносителей, закроете ли вы на карантин целые города и провинции? Это в значительной степени зависит от того, чего вы ожидаете от других стран. Введение подобных мер в ваших городах может привести к экономическому краху. Если вы уверены, что в этой ситуации другие страны придут к вам на помощь – по всей вероятности, вы пойдете на этот шаг. Но если вы считаете, что эти страны бросят вас в беде, скорее всего вы будете долго сомневаться в целесообразности этого решения, пока не станет слишком поздно.
Возможно, самый важный урок, который человечество должно вынести из опыта преодоления подобных бедствий, это то, что распространение эпидемии в одной стране угрожает всему человечеству. Потому что вирусы эволюционируют очень быстро.
Коронавирусы перекинулись к людям от животных. В момент скачка вирус плохо адаптирован к человеческому организму и продолжает мутировать. Чаще всего это не оказывает никакого влияния. Но в определенных случаях вирус может быть более заразен и более устойчив к имунной системе человека. Нынешний вид распространяется среди людей с огромной скоростью.
Поскольку один человек может нести в себе триллионы бесконечно размножающихся вирусов, каждый инфицированный дает вирусу триллионы новых возможностей адаптации к человеческому организму. Каждый человек представляет собой своего рода игровой автомат, выдающий триллионы лотерейных билетов – вирусу достаточно лишь одного выигрышного, чтобы пуститься во все тяжкие.
Именно это случилось в 2014 году во время эпидемии Эболы. Вспышка произошла после того, как вирус лихорадки Эбола перешел к человеку от какого-то животного, по-видимому, от летучей мыши. Этот вирус и ранее приводил к тяжелым заболеваниям у людей, но был более приспособлен к организму животного, чем человека. Из довольно редкого заболевания Эбола превратилась в жуткую эпидемию в результате мутации всего одного гена при заражении человека в Западной Афике. Мутация позволила усовершенствованному виду вируса Эболы присоединиться к рецептору холестерина человеческой клетки. Новый вид оказался в 4 раза заразнее для людей, чем прежде.
Возможно, прямо сейчас происходит подобная мутация одного из генов коронавируса, заразившего кого-то в Тегеране, Милане или в провинции Хубэй. Если это действительно происходит, то речь идет о прямой угрозе не только для иранцев, итальянцев или китайцев, но и для каждого из нас. Все человечество жизненно заинтересовано в том, чтобы этого не случилось. Это означает, что мы должны защитить любого человека в любой стране.
В 1970-е годы человечество смогло уничтожить вирус оспы лишь потому, что все люди во всех странах прошли одновременную вакцинацию. Если бы граждане всего одной страны не сделали этого, человечеству грозила бы опасность.
В борьбе с вирусами человечество должно надежно охранять границы – но не между странами, а между миром людей и царством вирусов. Земной шар изобилует вирусами, их очередные генные мутации появляются постоянно. Граница между царством вирусов и миром людей проходит в организме каждого из нас. Если какому-либо опасному вирусу удается прорвать границу в любой точке земного шара, это ставит под угрозу весь человеческий род.
В последние 100 лет человечество укрепило эту границу, как никогда прежде. Современные системы здравоохранения были созданы, чтобы служить надежным заслоном на пути врага. Ученые, врачи, медсестры – это пограничники, патрулирующие защитную стену и выявляющие нарушителей.
Проблема в том, что многие участки этой границы все еще уязвимы. В мире миллионы людей не получают базовых медицинских услуг, подвергая риску всех нас. Мы привыкли говорить о национальных системах здравоохранения, однако качественное медицинское обслуживание иранцев и китайцев защищает от эпидемий американцев, европейцев и израильтян. Эта простая истина должна была быть понятна всем, но, к сожалению, нескольким влиятельным людям в мире она до сих пор неясна.
Что же делать?
Сегодня человечество переживает тяжелый кризис не только из-за коронавируса, но и из-за дефицита доверия. Чтобы справиться с эпидемией, люди должны доверять ученым, граждане – властям, а государства – друг другу.
В последние годы безответственные политики подорвали доверие людей к науке, власти, идее межгосударственного сотрудничества. В результате мы переживаем сейчас серьезнейший кризис в отсутствие мировых лидеров, способных организовать и профинансировать скоординированный международный ответ на возникшую угрозу.
В прошлом таким лидером были США (финансовый кризис 2008 года, борьба с эпидемией Эболы в 2014-м). Сегодня место лидера пустует. Без международного доверия и солидарности мы не сумеем остановить нынешнюю эпидемию и, скорее всего, станем жертвами похожих эпидемий в будущем.
Человечество ведет войну с коронавирусом, однако главная битва разворачивается внутри нас. Если нынешняя эпидемия усилит недоверие между странами, это станет великой победой царства вирусов. Для них раскол среди людей – великое торжество. Но если возобладают доверие и взаимодействие, это будет победой не только над коронавирусом, но и над всеми будущими эпидемиями.