Украинцы не только нанимаются на работу, но и сами открывают кафе, салоны красоты и строительные компании.
Влиятельное польское издание Gazeta Prawna составило список пятидесяти человек, которые имели наибольшее влияние на польскую экономику. Украинцы обошли президента Анджея Дуду, заняв второе место, после премьер-министра Матеуша Моравецкого.
Сколько украинцев работает в Польше сейчас – сказать точно не может никто. Оценки правительств и экспертов из обеих стран колеблются от девятисот тысяч до двух миллионов. Украинцы не только нанимаются на работу, но и сами открывают кафе, салоны красоты и строительные компании. А на работу к ним просятся поляки.
Каждая пятая компания в Польше уже наняла хотя бы одного украинца. И последние несколько лет все больше наших земляков – только в прошлом году около тысячи – создают здесь собственные фирмы и берут на работу поляков.
Вроцлав – один из самых популярных городов среди украинских мигрантов. Их уже около ста тысяч.
Так какой же бизнес с украинскими корнями – самый успешный в Польше и что так влечет наших за границу?
«За последний год количество украинцев-предпринимателей в Польше увеличилось минимум в 2 раза», – говорит Виталий Махинько, председатель профсоюза «Трудовая солидарность».
Что же вызвало такой предпринимательский бум?
Надежда, Алла и Ирина. Каждая – как-то решила кардинально изменить жизнь. И пройти путь от заробитчанки до бизнес-леди. Теперь эти украинки создают рабочие места для поляков.
В Украине Надежда имела свой сайт по продаже недвижимости, впрочем, дела шли не слишком хорошо. Вместе с семьей отправилась во Вроцлав 4 года назад. Сначала не было ни работы, ни жилья. За 3 месяца выучила польский, а уже через год открыла здесь фирму. Она продает и монтирует вентилируемые фасады.
«Сначала у нас в фирме была только я одна. Где-то через год уже был второй сотрудник», – делится женщина.
Сейчас в компании работает уже семь специалистов. И большинство из них – поляки.
«Потому что нам надо было вписаться в польский менталитет, в польский рынок. Сейчас мы на рынке уже видимые. Мы в кругах строительных начинаем быть известными», – говорит Надежда..
И это все – менее, чем за три года. Можно было бы и быстрее. Но – значительно дороже.
«Услуги в Польше стоят дорого. Мы же старались всего добиваться своими силами», – делится Надежда.
Менеджер по продажам поляк Марчин уже полтора года – подчиненный Надежды. До этого долгое время работал в Германии и Голландии. Говорит, имел несколько предложений от разных фирм. И работодателя выбирает не по национальности.
«Не имеет значения – какие корни имеет фирма: Украинские или польские. То, чем мы занимаемся – достаточно новое и популярное. К тому же мне предложили удобный график: работаю, как и когда хочу. Главное – результат, от которого зависит мой заработок», – говорит он.
Полька Уршула, или Уля, – так ласково называют ее украинские коллеги – работает стилистом-парикмахером в салоне красоты. Его полгода назад открыла украинка.
«Мы с ней когда-то работали вместе. Затем она сама предложила мне работу. Я согласилась, потому что зарплата высокая, дружеская атмосфера и много тренингов, которые раньше у меня не было», – делится полька.
Алла – владелица салона. Такой же бизнес имела в родном Харькове. Переехала, потому что муж получил здесь работу. Ей тоже пришлось начинать все с чистого листа. 2 года работала мастером маникюра в разных салонах и пополняла клиентскую базу. Впоследствии арендовала помещение, с нуля сделала ремонт и набрала команду. Сейчас не хватает еще одного парикмахера и администратора. Последний обязательно должен быть поляком.
«Это как бы больше интегрирует людей. Мы не рассчитываем только на аудиторию приезжих, мы рассчитываем больше на всеобщую аудиторию», – делится женщина.
Конкуренция – сумасшедшая. Бизнесменов – много, а умелых парикмахеров – не хватает.
«Очень много салонов открывают здесь украинцы. Практически здесь рядом с нами – один, два, три салона открылись примерно в одно и то же время», – говорит она.
Поэтому Алла решила взять на стажировку выпускника курсов профориентации в местном центре занятости. Опыта у него нет, но и платить ему не надо. По крайней мере сначала.
«Если мы трудоустраиваем человека из центра занятости, то мы на полгода получаем ту зарплату, которую платит собственно центре занятости», – говорит Алла.
Дефицит кадров почувствовала на себе и Ирина – на соседней улице она открыла кафе-бистро в украинском стиле.
«Если кто-то умеет что-то делать, и хорошо у него это выходит, то он за намного большие деньги может это сделать в Англии или Ирландии. А не здесь. Или в Германии, например», – делится женщина.
Ирина осталась во Вроцлаве после окончания вуза. Возвращаться домой не хотела. Не видела перспектив. Сначала работала в бухгалтерских фирмах, а затем – арендовала маленькое помещение с несколькими столиками – для кафе.
«Я это совмещала с нормальной работой. Я просто на просто работала от 8 до 4 часов на одной работе. А после работы шла еще и подменяла, например, повара», – рассказывает она.
Ирина стала одной из первых в городе, кто приучил поляков к украинской кухне. Они не только смаковали, но и приходили устраиваться на работу. За 7 лет здесь работало 12 польских граждан. Нанимает Ирина и украинцев, но их оформить сложнее.
«Правительство заинтересованно прежде всего брать на работу поляков. Например, на кухню мы можем взять человека на постоянную работу только после того, если окажется, что на рынке нет поляка на его место. Есть целая процедура, которую нужно пройти», – рассказывает Ирина.
Несмотря на это, украинские заробитчане составили полякам серьезную конкуренцию.
«Если наши ребята приезжают и хотят как можно больше работать, то есть это в основном требование 10-12 часов в день. Как минимум 6 дней в неделю, то у поляков такого сильного стремления зарабатывать нет. Они по вечерам хотят пойти в кино, ресторан. Погулять по городу, на выходных куда-то съездить с семьей», – говорит Инна Иванова, владелица кадрового агентства во Вроцлаве.
Инна ищет работу для украинских гастарбайтеров. Уже около двухсот устроила на польские заводы и фабрики. Также помогает открывать собственные фирмы. Здесь это можно сделать всего за 3 дня.
«Имея там в среднем 300-500 долларов – можно фирму открыть. Вопрос – что делать дальше с этой компанией», – говорит она в новостях «Сегодня» на телеканале «Украина».
Более трех миллионов украинцев уже выехали за границу на постоянную работу, еще втрое больше – на сезонную. Но это еще не предел. Потому что Германия хочет упростить законодательство для трудовых мигрантов. Следовательно, кадровый дефицит в Украине будет только расти, хотя он и так уже – слишком ощутим.