Крупнейший российский госбанк Сбербанк спешит уйти из-под опеки государства, но власти хотят придержать «социально значимый» актив до полного восстановления рынка после кризиса и готовы сначала предложить инвесторам акции второго по размеру госбанка — ВТБ.
Плацдармом для обсуждения приватизации российских госбанков стал завтрак в швейцарском Давосе, где своими мыслями с участниками экономического форума поделились министр финансов Алексей Кудрин и глава Сбербанка Герман Греф, пишет Reuters.
Греф посоветовал властям продолжить приватизацию госбанков для покрытия $87-миллиардного дефицита бюджета и начать со Сбербанка.
«Надо приватизировать госбанки. Я предлагаю начать со Сбербанка», — сказал он.
«У государства дефицитный бюджет. Высочайшая капитализация Сбербанка позволяет очень выгодно продать большой пакет акций», — сказал Греф.
ВТБ принадлежит правительству на 85,5 процента, в капитале Сбербанка 57,6 процента контролирует Центробанк РФ.
В ответ Кудрин призвал не спешить с продажей, сославшись на кризис.
«Рынок еще не восстановился после кризиса, пока рано», — сказал он.
Позавтракав и выслушав министра, Греф умерил приватизационный пыл и предложил начать с продажи 7,6 процента акций Сбера, без которых у ЦБ все равно будет контроль — 50 процентов плюс одна акция.
«Можно спокойно выйти на этот уровень. После этого нужны дискуссии в парламенте», — сказал Греф журналистам.
Кудрин предложил сначала приватизировать ВТБ, потом Сбербанк.
«Будем приватизировать. ВТБ раньше, чем Сбербанк. Сбербанк идет у нас по более консервативному плану из-за социальной значимости», — сказал он.
Инвесторам на счастье
Перспективы сокращения госпакета в Сбербанке ободрят инвесторов, считают аналитики.
«Контроль со стороны государства всегда воспринимается инвесторами как дополнительный риск. Снижение доли государства должно повысить привлекательность Сбербанка в глазах инвесторов», — говорит аналитик JP Morgan Алекс Канторович.
Аналитик Альфа-банка Лейла Шарифуллина полагает, что сокращение доли ЦБР помогло бы Сбербанку избавиться как минимум от лишней головной боли и расходов, связанных с подготовкой программы глобальных депозитарных расписок. Сбер проводил «народное IPO» в 2007 году в России, и с тех пор пытается организовать торги своими акциями на зарубежных площадках, чтобы расширить круг потенциальных инвесторов и нарастить капитализацию.
«Если привязать частичную продажу пакета ЦБР к планам банка разместить GDR, то тогда Сбербанк может договориться и переупаковать этот пакет в глобальные расписки, ему не нужно будет тратить средства и силы на выкуп этих акций с рынка», — говорит она.
Кроме того, сокращение госпакета выгодно с точки зрения увеличения ликвидности акций банка.
«С точки зрения капитализации банка — это нейтрально, это не допэмиссия, доход от продажи пакета получает не банк, а Центробанк», — говорит аналитик Альфа-банка.
По текущим котировкам за 7,6 процента акций Сбербанка ЦБ может выручить до $5 миллиардов.
«Продажа такого большого пакета может оказать давление на акции Сбербанка и рынок в целом,.. но здесь явно речь идет не о нескольких кварталах, процесс приватизации может занять несколько лет», — говорит Канторович.
По его мнению, запуск программы GDR скорее поможет сгладить давление на рынок.
«Расширится круг инвесторов, которые смогут абсорбировать госпакет на рынке и сгладить давление».
К тому же, после приватизации у Сбербанка есть шанс забыть про конфронтацию с Банком России по поводу опционов для топ-менеджеров, которую команда Грефа пытается продвинуть еще с июня 2007 года, но убедить Центробанк в ее полезности ей пока не удается.
В горе и в радости
Идея приватизации госбанков назад частично была реализована в «народных» IPO Сбербанка и ВТБ в 2007 году.
Затем оба госбанка планировали увеличить free float за счет дополнительных размещений акций, а Сбербанк лелеял идею разместить глобальные расписки, но помешал кризис, который отбросил котировки акций двух банков глубоко вниз от успешных IPO.
В период, когда финансовый сектор штормило, а российскую экономику лихорадило, аффилированность с государством для банков было подспорьем. В первую очередь именно им власти РФ помогли пережить трудные времена, накачивая деньгами.
Сбербанк получил от своего основного акционера — Банка России 500 миллиардов рублей в капитал, ВТБ правительство выделило 380 миллиардов рублей и увеличило свою долю в банке до 85,5 процента с 77 процентов.
Правда, уже осенью прошло года глава ВТБ Андрей Костин пообещал премьер-министру Владимиру Путину частичную продажу госпакета с прибылью. Кудрин говорил, что рассчитывает продать приобретенный за 180 миллиардов рублей пакет за 250-300 миллиардов рублей.
«Для Сбербанка найти новых инвесторов будет не трудно, но для ВТБ эта задача сложнее — у него маржа ниже, чем у Сбербанка, но он дешевле по мультипликаторам», — поясняет Шарифуллина.