Уже месяц существует Единый таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, позиционируемый его создателями как некая экономическая альтернатива Евросоюзу. Нет сомнения, что и на украинской политической сцене появятся силы, которые будут уверять, что у нашей страны теперь есть выбор: либо продолжать движение в европейском направлении, либо присоединяться к Таможенному союзу. Тем более что в этом случае просто нужно будет вернуться к подзабытым уже переговорам о создании Евразийского экономического пространства, начавшимся в последний период пребывания у власти Леонида Кучмы.
Тем не менее уже первые дни существования Таможенного союза продемонстрировали, что речь идет скорее об экономической декорации. Между двумя его участниками — Россией и Беларусью — началась настоящая экономическая война. Прерывались поставки российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия, слышались угрозы о прекращении транзита российской электроэнергии в Калининградскую область — регион РФ, отделенный от основной территории страны границами Беларуси и Литвы. Причина конфликта: Беларусь требует отказа от пошлины на нефть, которую Россия сейчас взимает на границе с этой страной.
Более того, размеры пошлины с российской стороны были даже повышены, так как истек срок соглашения о льготных пошлинах, подписанного после очередного российско-белорусского энергетического конфликта еще накануне 2007 года. Договоренностей пока достичь не удается. Российская позиция: Москва не хочет субсидировать белорусскую экономику. Ранее Минск покупал нефть по льготным ценам, а на Запад продавал нефтепродукты уже по рыночным.
В итоге белорусская экономика получала доход, оцениваемый экспертами в EUR4–5 млрд. Именно благодаря этому и существовала полусоциалистическая экономика Беларуси, а также держался на плаву режим Александра Лукашенко. Но сегодня в России, переходящей к режиму экономии собственного бюджета, нет ни желания, ни возможности помогать строптивому соседу. Пока стороны смогли договориться о том, что пошлина будет, но они не согласовали количество нефти, которую этой пошлиной облагать не будут, — так сказать, черного золота для белорусских нужд. За счет этой нефти режим хочет выжить, а потому Минск пытается отстаивать количество сырья до последнего. Другая возможность договориться с Москвой — продать олигархам, близким к премьеру РФ, стратегические предприятия российской экономики.
Почему к Владимиру Путину? А потому, что переговоры с Минском курирует его ближайший соратник Игорь Сечин, хорошо осведомленный о сложных взаимоотношениях своего шефа и белорусского президента. Спасать Лукашенко Сечин не намерен, а вот отобрать у него то, что могло бы пригодиться, — это пожалуйста. Но при чем тут Таможенный союз?
Мне кажется очевидным, что если Москва не согласится с фактическим субсидированием экономик государств, вошедших в новое объединение, вместо настоящего союза возникнет заурядная декорация: за одним конфликтом последует другой, за одним изъятием — следующее. И касается это отнюдь не только Беларуси. Ведь проблемы существуют и в отношениях с Казахстаном. Самая серьезная из них — неконтролируемость границ Казахстана со странами Центральной Азии. Казалось бы, что в этом такого.
Приведу простой пример. На некоторых участках границы с Киргизией и в самом деле никакого контроля нет и не предвидится. Киргизия — член ВТО. Следовательно, китайская продукция поставляется в эту страну по более низким ценам, чем в Казахстан, — и эта поставка стала одной из самых популярных контрабандных схем в Центральной Азии. На этом делаются миллиардные состояния — и в Китае, и в Киргизии, и в Казахстане. Теперь же, когда откроется граница России и Казахстана, дешевая продукция из КНР хлынет в РФ, разоряя местные предприятия легкой промышленности.
И подобных примеров десятки. Но все они — как, впрочем, и российско-белорусская нефтяная война — убеждают в том, что невозможно создать настоящий Таможенный союз в условиях «ненастоящих экономик», интегрируя политическую целесообразность и коррупцию, а вовсе не создавая здоровую конкуренцию. Уверен, что украинские адепты картонной интеграции об этом знают.
Текст: Виталий Портников