Еще в 2009 году в Украине вступил в силу закон о запрете азартных игр. Через пару лет запретили еще и онлайн-казино. Вот только методы борьбы с незаконными азартными развлечениями оказались, мягко говоря, не очень эффективными. Мало того, что украинцы продолжают играть через интернет, так еще и используют украинские платежные системы. Другими словами, для обхода запретов даже не приходится особенно изощряться.
Украинские власти давно знают, как много денег проходит мимо бюджета из-за отсутствия легальных казино. Только по самым скромным данным, речь идет о 5 миллиардах гривен в год. Вот и в международном валютном фонде решили, что у украинского бюджета должно быть больше доноров. Одним из пунктов очередного соглашения Украины и МВФ является легализация азартных игр в стране.
А нуждаются ли в этом игроки?
Любители азарта, несмотря на все запреты властей, продолжают без проблем играть в сети. Онлайн-казино, зарегистрированные далеко за границей, создают все условия для игроков из Восточной Европы и Украины в частности. Направленность на украинский рынок проявляется в наличии русско- или украиноязычной версии сайта, возможности открытия счета в гривне, распространении игр, популярных среди украинских игроков и т.д. Для примера возьмем рейтинг казино от Лото Бар, видим что больше 60 клубов принимают игрокова с Украины, а 35 клубов готовы принимать чесно заработанные гривны наших граждан.
Почему эти онлайн-казино все еще не запрещены в Украине? Ответ прост и банален – дело в деньгах. Цена вопроса блокировки онлайн-казино – около 2 миллиардов долларов. Неподъемная сумма для нестабильной украинской экономики, не говоря уж о конкретном интернет-провайдере.
Что интересно, юридические запреты, в том числе и законы 2009-2011 годов можно обойти даже юридически. Известные украинские операторы МСЛ, Патриот и УНЛ работают без лицензии с 2014 года. Даже если бы лицензия была, ассортимент игр все равно не соответствует законодательству. В Украине разрешены только лотереи, которыми и прикрываются перечисленные компании. На деле же они принимают ставки на спорт, предлагают играть в слот-автоматы, настольные игры и т.д. Условия этих игр прописаны настолько неоднозначно, что юристы могут трактовать их в пользу операторов, прикрываясь лотерейной лицензией. Еще раз – даже ее у этих операторов нет.
Быть или не быть?
О легализации казино говорят уже давно. Были даже попытки продвигать законопроекты, предлагающие легализовать азартные игры. В разные времена было предложено разрешить казино в респектабельных гостиницах, в специальных районах, или дать местным советам полномочия по управлению работой игорных клубов. В итоге все задумки остались только в проектах. То ведомственные комиссии, то Антимонопольный комитет были против введения легализации.
Да и не факт, что сами операторы согласились бы играть по правилам государства. Дело в том, что в некоторых законопроектах озвучивались огромные цены лицензией. Когда-то говорили о единоразовом платеже в размере 50 миллионов гривен, затем решили сделать оплату ежегодной и привязать к минимальной зарплате – от 6000 до 15000 минималок в год. Для сравнения, лицензии Кюрасао и Мальты стоят меньше миллиона гривен. Готовы ли будут игорные операторы тратить столько денег, чтобы работать в Украине законно? Отобьет ли казино расходы на лицензию, учитывая, что придется потратиться еще на оборудование и зарплаты сотрудников?
Наверное, единственное преимущество легализации для онлайн-казино – это привлечение тех игроков, которые боятся играть в иностранных клубах. Все-таки мальтийская регистрация не внушает доверия. А вот если у казино будет гарант в Украине, уверенности будет больше. В случае чего можно обратиться к органу, выдавшему лицензию и получить непредвзятый вердикт.
Интересно, что в меморандуме МВФ легализация азартных игр должна состояться в кратчайшие сроки. Международные партнеры Украины уверены, что госбюджет нуждается в налоговых отчислениях. По мнению экспертов, легализации азартных игр в 2019 году вряд ли приходится ждать. По крайней мере, легализации в прямом смысле этого слова. Чтобы полностью узаконить азартные развлечения, необходимо провести серьезные реформы в налоговой и правоохранительной сферах. Успеть это в 2019 году нереально, да и денег на легализацию нужно потратить очень и очень много.
Существует мнение, что уже в ближайшие месяцы украинские законодатели могут сделать несколько шагов навстречу МВФ, приняв показательные решения, которые де-юре соответствуют требованиям, а де-факт не имеют никакого значения и тем более эффективности. К тому же наверняка найдутся политические силы, которые пожелают разыграть карту легализации азартных игр накануне выборов.