Выпускники школ поступают в университеты и учатся на специалистов, которые не востребованы уже сегодня, не то чтобы через пять лет по окончанию вуза.
Какие профессии пополнят ряды аутсайдеров в ближайшее время и на кого идти учиться сегодняшним выпускникам школ, чтобы иметь перспективное будущее?
Юриспруденция, менеджмент, экономика, туризм – специальности, в которых практически не нуждается рынок труда. И в то же время, это именно те специальности, которые выбирают абитуриенты в числе первых вот уже который год подряд. В десятку будущих профессий «лучших» для выбора выпускниками школ попадают педагогика, психология, медицина, филология (отечественная и иностранная), но молодых учителей и врачей в учебных заведениях и медучреждениях не так уж и много.
На эти специальности самый высокий конкурс на бюджетное место в университетах страны, даже в коммерческих вузах. И стоимость контракта, соответственно, тоже наибольшая (18-33 тыс. грн / год). Тогда как заработная плата остается скромной – 5-15 тыс. грн / мес. Огромное счастье для абитуриента, только что прошедшего все круги ВНО (внешнее независимое оценивание), – поступить в университет на бюджет. Для родителей же это удача втройне: существенно экономится семейный бюджет (что очень ощутимо после нескольких лет расходов на репетиторов), ребенок получит «приличную профессию» и наверняка устроиться на работу с хорошей зарплатой. А уж если не удастся занять бесплатное место, все равно быть чаду студентом по контракту. Только вот все эти аргументы – вопросы для спора.
К сожалению, в десятку специальностей, выбираемых абитуриентами, не входят энергетика, атомная физика, хотя специалисты в этих областях в огромном дефиците не только на внутреннем рынке труда, а и весьма ценны за рубежом. Национальный традиционный ТОП-10 специальностей только последние пару лет пополнили «компьютерные науки» и «инженерия программного обеспечения». Конкурс на эти специальности растет, а рынок все еще нуждается в специалистах. И будет нуждаться еще много лет вперед, как говорят прогнозы стратегов рынка труда.
По мнению футурологов, ряд профессий исчезнет – за ненадобностью. Там, где могут справиться машины, людей заменят роботы и компьютеры. Бухгалтеры, статисты, копирайтеры, корректоры, библиотекари, нотариусы, каскадеры, системные администраторы, турагенты, менеджеры по кредитам, логисты, переводчики, швеи, прорабы – вот о ком через несколько уже лет мы будем говорить, как сегодня вспоминают об операторах коммутатора, молочнике, дагерротиписте или зажигателе уличных фонарей.
Не мудрено предугадать, что IT-специальности еще долго будут в фаворе. Более того, «оцифруются» многие привычные профессии, так что и переводчикам, и поварам, и аудиторам не обойтись без хотя бы малейшего проникновения в мир виртуальности. «Цифровой лингвист», «драг-дизайнер», «дизайнер виртуальных миров», «тайм-брокер» – этих специальностей пока еще нет в предложениях наших учебных заведений, но уже формируется потребность на рынке. Кроме того, во время стремительно развивающихся технологий, все популярнее будут становиться специальности «био-» и «эко-»: генетика, фармацевтика, химия, геология все больше ориентируются на экологичность. К примеру, «экоаналитик в добывающих отраслях», «биофармаколог», «молекулярный диетолог», «урбанист-эколог».
И как ни странно, на вес золота будут цениться профи художественных и исследовательских специальностей. Скажем, «художник-конструктор», «художник-аниматор», «авиаконструктор», «аранжировщик», «декоратор». Человек и его творческие способности останутся в цене – ведь способностью изобретать, творить, создавать новые образы машины не обладают. Более того, футурологи предрекают подъем волны креативности буквально во всех сферах, развитие технологий непременно подтолкнет к развитию чувства прекрасного у всех без исключения. Уже сегодня каждый из нас, благодаря гаджетам, и «сам себе фотограф», и «сам себе кинорежисер», и «сам себе художник»…
Вот тут-то и понадобятся тренеры творческих состояний, личные тьюторы по эстетическому развитию, кураторы коллективного тврочества. А современные художники в числе первых «преобразуются» в science art, перевоплащаясь в ученых благодаря своим смелым экспериментам и использованию достижений науки в творчестве. К слову, практически все вузы страны, где готовят специалистов в области искусств, имеют не самый высокий проходной бал ВНО и очень скромный конкурс на бюджетное место – пятеро из шести-семи абитуриентов становятся студентами. Да и стоимость контракта не так уж и высока. Скажем, выбирая уже сегодня специальность «дизайнер транспортных средств» (хотя трудно себе представить, где такому специалисту устроиться на работу в нашей стране), обещающую перспективы карьеры и хороших заработков в будущем, можно поступить на факультет дизайна в хорошем техническом вузе (Национальный технический университет «Днепровская политехника», Национальный авиационный университет , Институт художественного моделирования и дизайна им. С. Дали, Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова). Стоимость обучения по контракту специальности - около 10 тысяч гривен в год, в принципе, это может позволить себе и студент, время от времени подрабатывающий самостоятельно. При этом уже сегодня заработок такого специалиста составляет 10 - 25 тысяч гривен в месяц.
Так что, перспективнее окажется выбор «по способности» для каждого индивидуально, нежели согласно общепринятой тенденции.
СКОЛЬКО СТОИТ СЕГОДНЯ ВЫУЧИТЬСЯ НА ПРОФИ БУДУЩЕГО
Прогнозируемая специальность |
Факультет университета сегодня |
Стоимость контракта, грн |
Вузы |
Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации; инженер производства малой авиации |
Авиационное и ракетно-космическое авиа- и ракетостроение |
7600 - 20500 |
Национальный авиационный университет, Национальный аэрокосмический университет имени Жуковского «Харьковский авиационный институт» |
Биофармаколог, системный биотехнолог; урбанист-эколог; сити-фермер |
Фармацевтика; биотехнологии; экология и охрана окружающей среды; биоинженерия; агротехнологии |
11200 |
Национальный фармацевтический университет, Винницкий национальный медицинский университет им. Пирогова, Национальный университет биоресурсов и природоиспользования Украины |
Разработчик моделей BigDatа, архитектор виртуальной реальности, дизайнер интерфейсов |
IT-технологии; программирование, радиотехника, электроника и автоматика |
17600 |
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» |
Молекулярный диетолог, консультант-генетик |
Общая медицина и лечебное дело; биохимия; генетика и молекулярная биология |
25900 |
Национальный медицинский университет, имени Богомольца, Львовский национальный медицинский университет им. Д. Галицкого |
Тканевый инженер и разработчик киберпротезов |
Общая медицина и лечебное дело; теория машин и робототехника; протезирование и совместимость материалов |
17600 |
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» |
IТ-медик |
Общая медицина; прикладная информатика и программирование |
8400 - 25000 |
Государственный университет инфраструктуры та технологий |
Игромастер, тьютор, модератор, медиатор социальных конфликтов |
Информационные технологии; педагогика; психология; социально-экономические специальности |
14600 - 19300 |
Межрегиональная Академия управления персоналом |
Прораб-вотчер |
Строительные специальности; IТ-технологии |
15000 |
Киевский национальный университет строительства и архитектуры |
Архитектор смарт-домов; «энергонулевых» домов |
Программирование; IТ-технологии; альтернативная энергетика |
10000 |
Национальный технический университет «Дніпровська полытехніка» |
Специалист по локальным системам энергоснабжения, проектант систем рекуперации |
Энергетические системы; атомная энергетика; энергосети и управление энергопотреблением |
3120 - 8400 |
Национальный университет «Львовская политехника» |
Оценщик интеллектуальной собственности; тайм-брокер |
Экономика, финансы, менеджмент |
13990 |
Одесский национальный экономический университет |
Проэктировщик смарт-дорог, высокоскоростных железных дорог |
Инженер дорожных систем; инженер по эксплуатации наземного транспорта |
12900 |
Харьковский политехнический институт |
Автор: Ирина Стриженюк