Контракти.ua

1648  —  19.07.17
Единство в многообразии
Единство в многообразии

Глобализация, вместе с интернетом, терактами, войнами, ростом населения и пониманием конечности природных ресурсов, проникает в самые отдаленные уголки планеты и нашего сознания. Умение договариваться становится одним из важнейших качеств выживания человечества. Причем, не в какой-то отдаленной перспективе, а уже сегодня. Приходит понимание того, что это качество для амбициозного выпускника школы не менее важно, чем блестящее владение иностранными языками и высокие баллы по независимому тестированию. Экспериментальная система обучения и воспитания, выстроенная в международной школе «Меридиан», являет собою пример именно такого подхода. Пятнадцать лет работы с детьми разных национальностей (сегодня в школе обучаются дети из 24 стран мира) дали возможность сформировать уникальную методику конкурентоспособного обучения в интернациональной среде. Некоторыми особенностями которой делится директор школы Наталья Лымарь

Наталья Александровна, как-то один из родителей пошутил, назвав Вас «директором земного шара в миниатюре». Поделитесь опытом, как обеспечить мир и равновесие на такой «планете», с таким разным менталитетом ее населения?

Из досье: Меридиан – международная школа, с украинскими и англоязычными классами обучения. Контингент-  украинцы и дети иностранцев, которые работают в Украине. Классы до 18 человек, состав интернациональный, сейчас, например,  в одном из классов, учатся дети  из 12-ти стран одновременно. Учительский коллектив на 85 процентов украинский.  Неполный список «географии» учеников и учителей на сегодня: Австрия, Азербайджан, Грузия, Индия, Иран, Израиль, Индонезия  Казахстан, Киргизстан, Корея, Молдова, Нигерия, Германия, Пакистан, Палестина, Ливан, Румыния, Россия, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Украина, Узбекистан, Словакия, Хорватия, Филиппины, Южная Корея…

Менталитет у них действительно разный.  И с этим разнообразием, поверьте, чрезвычайно интересно работать!  Что такое менталитет? Это традиции, которые передаются семьей: поведенческие особенности, то, к чему привык ребенок с детства, какие черты характера воспитываются в семье. Именно такую разницу мы ощущаем. При этом наша основная задача – с одной стороны найти подход, поддержать  ребенка как личность, уважая эти самые, семейные традиции,  а с другой стороны воспитание, это процесс у которого существуют общие ценности: относиться с уважением к друг –другу, поддерживать друг друга в решениях, которые являются совместными, быть толерантными и терпимыми. Причем, именно в процессе взаимодействия эти принципы лучше всего усваиваются.

Теоретически все верно, а как этому научить на практике ?

Прежде всего, важна правильная адаптация. У нас часто обновляется  состав учеников-иностранцев, родители которых работают  в Украине по контракту всего несколько лет. И  все система наших внеклассных мероприятий выстроена таким образом, чтобы дети могли поделиться самым интересным опытом своей страны, и самим «вжится» в новую для себя культуру. Ученики представляют свои и другие страны, танцуют, поют на разных языках, и даже готовят свои национальные блюда. Например, в рамках   образовательно-развлекательной  шоу-программы – Конкурса презентаций разных стран мира, каждый класс презентует одно государство. В этом году, ученики второго класса, в котором учительница индуска -  пели на хинди и презентовали  культуру и традиции Индии, а в  четвертом классе,  с учительницей филлипинкой – культуру филлипинских островов. Другие  отплясывая греческие сиртаки, испанские танцы, презентовали  Аргентину, Мадагаскар и даже Гавайские острова.

И как решаете вопрос дресскода?

Школьная форма  комфортна, универсальна, легко стирается в стиральной машинке и обязательна для всех. И если  родители могут приходить за детьми в школу в том же хитжабе или с декольте, то дети – нет. Все должны быть равны и это принципиальная позиция. В то же время - амулеты, культовые знаки, и даже временные татушки, не запрещены, ношение таких знаков не оскорбляет ничьих религиозных чувств. А наоборот, является аутентичными символами, которые могут вызывать доброжелательный интерес. Но при этом такие вещи мы не выпячиваем. Это не предмет спора или гордости, это предмет твоей собственной принадлежности, твоей идентичности, гордости твоего рода. У других тоже есть свои знаки отличия и это нормально.

Рамки обозначены, теперь переходим непосредственно   к отработке  эффективного  взаимодействия в многонациональном  коллективе.

Хорошим примером  является наша школьная футбольная команда. Так получилось, что ее члены - ярко выраженные лидеры в своих классах. Естественно и на футбольном поле пытаются быть таковыми, а капитан (тоже такой же как они ученик) требует подчинения и послушания. Его мотивация понятна: футбол- командная игра, и чтобы побеждать, надо слаженно работать в команде. И даже если ты не согласен - должен суметь подчиниться.

Другие участники игры утверждают, что капитан слабый и не эффективно их расставляет. В результате договорились, что в процессе тренировок капитан будет пробовать всех на разных позициях в игре, но в моменты решающих сражений – расставит их так как считает нужным. И дело пошло.

Кстати этот принцип- договориться и закрепить результат очень действенен. Если я общаюсь с учеником, то обязательно заканчиваю наш диалог словами- мы договорились? Ты обещаешь? И в большинстве случав, если ребенок пообещал, он обычно старается сдержать свое обещание.

Наталья Лымарь директор международной школе «Меридиан»

 

Так же мы учим учеников решать проблемы при помощи вопросов - ответов.

Регулярно проводим дебаты, в рамках которых обсуждаем разные проблемы, как глобальные, так и те, которые могут быть интересны на их уровне.

А поскольку дебаты  на английском - мы развиваем и языковые навыки. Ребята используют все, в том числе и языковые, возможности, чтобы доказать свою правоту.

При этом не забывая, отдать должное оппоненту и после того, как был задан пусть даже самый обидный вопрос, сначала поблагодарить оппонента за заданный вопрос, а потом уже на него отвечать. По-другому – никак, ведь в оценке риторики учителями обязательно присутствуют следующие позиции: умение говорить, умение слушать, прийти к решению, не поругаться.

.… Жаль, что такому умению, в свое время, не обучали наших депутатов…  Кстати, учителей которые приходят в школу преподавать, тоже, ведь, этому не обучали. Как вы  их отбираете?

Кроме общепринятых требований для нас важнейшим моментом является то, насколько учитель способен разделить наши ценности и методы воспитания и стать искренним их проводником. Вот почему такое большое значение мы уделяем собеседованию, а потом даем еще два месяца испытательного срока, течении которых стараемся максимально передать наш опыт. Регулярно проводим недели педагогического мастерства. В школе не существует традиционных «открытых уроков», в преддверии которых учитель дотягивает все недоделки. На любой из уроков может прийти как директор, так и коллега-учитель. И не для проверки, а часто, просто чтобы самому набраться дополнительного опыта, или прослушав урок, поделиться. своей информацией.

Что же касается самого обучения, какие его особенности?

Наша цель -  максимально расширить возможности для наших детей при дальнейшем поступлении.

Мы имеем статус общеобразовательного учебного заведения и работаем по программе украинского министерства образования. По окончании школы выдаем аттестат государственного образца. Вместе с тем, мы открыли международную экспериментальную программу «Интересуйте» в украинских классах, которая дает возможность часть предметов преподавать на иностранных языках, начиная с седьмого класса: это химия, физика, алгебра, геометрия, биология, информатика, математика.  а. Так же у нас есть международные классы, в которых все предметы ведутся на английском языке. Но программа, которую мы таким образом походим, является украинской и аттестат мы выдаем украинского образца.

При этом, для учеников, нацеленных на зарубежное образование, и которым нужен для этого сертификат об уровне владении английским языком (ЭГС, ТОэф, Айлесс), а также сдача экзаменов по профилирующим предметам по международной системе оценивания – дополнительно, в рамках нашего лицея, мы организовываем такую подготовку параллельно с получением украинского аттестата. В результате ребенку не надо тратить год на подготовку к поступлению в иностранный вуз.

При этом все дети учат украинский и сдают соответствующее независимое тестирование: сейчас это украинская литература и математика или история Украины на выбор. Кстати, многие наши выпускники параллельно учатся и в украинском, и в зарубежном вузе. Так же с пятого класса  наши дети изучают на выбор, турецкий или русский языки. Этот выбор обусловлен тем, что среди наших учредителей были турки, они заинтересованы в продвижении и развитии своей культуры. Дети, которые выбирают для изучения турецкий, имеют возможность развития в разных дополнительных сферах, таких, как международные олимпиады, фестивали культур. В этом плане нас активно поддерживает украино-турецкий центр «Сяйво». Так же, у части наших учеников есть потребность в изучении русского, и мы ввели его как альтернативу турецкому.

И последнее, в чем видите свою основную миссию?

Большая часть наших ребят -  украинцы. Учителя тоже. Свою миссию мы видим в том, чтобы сделать учеников настоящими патриотами своей страны, а у иностранцев сформировать уважительное, теплое к ней отношение, на всю жизнь, ведь детские воспоминания самые крепкие.

Мы всегда причастны к событиям, происходящим в стране. И не только тем, что поем, приложив руку к сердцу, гимн Украины или отмечаем множество праздников. Регулярно собираем средства в поддержку воинов АТО, их семей, и переселенцев. Проводим благотворительные акции по сбору детских вещей, для тех, кто в них нуждается. Все вместе отмечаем национальные праздники. Учим Шевченко на нескольких языках. В английских классах украинский язык и литература обязательны для изучения в адаптированном формате, и у нас еще ни разу не было, чтобы кто-то от его изучения отказался.  Интересно, что практически все иностранцы приходят на праздники в вышиванках, вместе с украинцами поют гимн Украины, приложив руку к сердцу и на приветствие Слава Украине отвечают Героям Слава!  Дети иностранцев Украину воспринимают по-особенному и зачатую их видение, со стороны, позволяет глубже понять нам  и самих себя тоже.

Автор: Валерия Бондаренко

Статьи по теме
Точні дати. Коли будуть зимові канікули в школах Києва 2024−2025: КМДА
Точні дати. Коли будуть зимові канікули в школах Києва 2024−2025: КМДА

Зимові канікули — це час, на який з нетерпінням чекають і школярі, і їхні батьки. Цей період відпочинку дає змогу учням відновити сили, провести час з родиною та насолодитися святами.
17.11 — 322

У школах на перервах заборонять спілкуватися російською — міністр
У школах на перервах заборонять спілкуватися російською — міністр

Міністр освіти й науки Оксен Лісовий повідомив, що міністерство підтримає законопроєкт про заборону спілкуватися російською мовою на перервах у школі.
14.10 — 627

У школах заборонять розмовляти російською на перервах: Міносвіти підтримало законопроєкт
У школах заборонять розмовляти російською на перервах: Міносвіти підтримало законопроєкт

Законопроєкт впроваджує поняття "україномовного середовища" та зобов'язує вчителів створювати та підтримувати його.
13.10 — 310