Контракти.ua

26.03.2019 — Украина — Дмитрий Дятлов — 20894
искусство, религия, скульптура, Дмитрий Дятлов, язычество
Тени НЕ забытых богов

Путешественник, фотограф и постоянный автор Контрактов Дмитрий Дятлов занимается еще и изучением славянского язычества. Освоив технику резьбы по дереву, он создал настоящую коллекцию идолов древних богов. «Мои работы – исключительно авторское видение. Почти все знания о славянском язычестве безвозвратно утрачены, намеки остались только в сказках, языке и сходных традициях.  Никогда не забуду вопрос, который задал мне в Катманду непалец из касты брахманов: «Как у вас зовут Индру?». Я, немного подумав, ответил: «Перун». «А как у вас зовут Шиву?», - спросил он. «Велес», - ответил я, уже понимая, о чем он говорит. Он был образованным человеком из высшей касты, замечательно знающим свою (и не только свою) религию, и никогда не стал бы путать богов. Речь шла о сходстве архетипов: не о традиционном боге, а о космической силе, которую разные народы называют по-разному, но суть у нее одна. Историк скажет, что Индра – не Перун, и что не найдено ни одного кумира Велеса. И будет прав. Но прав как человек, изучающий лишь внешние проявления культа», - говорит Дмитрий. Для лучшего понимания всех верований и учений мира, следует искать сходство, а не различия между ними. Да и не суть важно, как было раньше. Живем-то мы сейчас, и пытаться возродить все, как было когда-то, так же странно, как убивать перед кумиром жертвенных животных. Время идет, люди меняются, а высшие силы, земные проявления которых мы видим каждый миг, остаются теми же. Кумиры, идолы, статуи – люди изображали богов тысячелетия назад и продолжают это делать сегодня. Изображения высших сил стали неотъемлемой частью многих учений - даже тех, которые изначально запрещали их изображать. Принято считать, что у язычников объектом поклонения служил сам идол. И такие случаи действительно известны. Но они свидетельствуют об упадке языческой традиции, когда внешняя, экзотерическая, часть учения начинает преобладать над внутренней, эзотерической, частью. Проще говоря, когда люди начинают думать, что статуя и есть бог, и совершать перед ней механические действия по определенным дням, не задумываясь над глубинной, скрытой, мистической сутью самого понятия «идол». То есть живут, соблюдая внешние атрибуты традиции, и не зная, или, еще хуже, считая грехом и отходом от учения эзотерические аспекты. Идол (или кумир) – это инструмент для связи человеческого сознания с Богом, а чаще – с каким-то из его проявлений. Высшего Бога люди в принципе изображали крайне редко, поскольку не находили  доступных человеческому уму понятий, с помощью которых можно его описать. Кумир – это набор архетипов, которые помогают приоткрыть канал, связывающий сознание человека с определенной силой, заключенной в космосе и в нем самом. В основе лежат те же принципы, что в картах таро, рунах и астрологии. Язык символов, описывающий тонкие силы, заключенные в человеке и космосе. Чаще всего связь возникает во время «требы» (жертвы). И важно тут не само подношение, а некий импульс благодарности, исходящий от человека во время обряда. По большому счету, кумир может выглядеть как угодно. Главное, чтобы он вписывался в набор архетипов, характеризующих силу, которую символизирует.

Домашнее капище, или Красный угол. Играет роль домашнего очага – в духовном плане. Есть люди, которые и сегодня ставят дома кумиров, приносят требы и настраивают связь с давно забытыми силами, которые для наших далеких предков были такими же реальными, как для нас интернет. Тонкий контакт с ними может происходить почти незаметно, посреди суеты повседневной жизни. Важна искренность и уважение к этим силам. И они проявят себя в таких вещах как «совпадения», «случайности», знаки судьбы или сны.

Чтобы вырезать фигуры из дерева пришлось создать настоящую домашнюю мастерскую.

Инструменты собирались несколько лет и предназначены исключительно для ручной работы. Каждый из них играет свою роль и имеет свою историю. Все навыки пришли сами, путем проб и ошибок.

Бог Перун. Громовержец. Бог-воевода и страж космического порядка. Молния символизирует энергию, силу прозрения, ясность ума. Эти качества необходимы не только воинам, но и всем, кто хочет выстоять в окружающем мире.

На шлеме – руна Соул, символизирующая природу, силу и энергию. На шевронах СС были две такие руны. Но ни в коем случае нельзя использовать две руны Соул подряд – это приводит к переизбытку энергии и выходу ее из-под контроля. Меч воткнут камень, на котором изображен коловрат, вращающийся по часовой стрелке. Это символ созидания и роста. Дерево - дуб.

Перун. Здесь он изображен с боевой секирой и солнцем на щите. На шлеме - руна Соул.

Один. Как и все боги, Один многогранен и может отличаться в представлении людей из разных сословий. Для кого-то он – покровитель воинов, для кого-то бог-шаман и мудрец, открывший руны. А еще он бог музыкантов, бог странников и бог преступников. В этом заложен определенный смысл: не преступив общепринятых рамок и представлений, невозможно достичь настоящего духовного роста. Один изображен в крылатом шлеме со своими верными воронами Хугиным и Муниным и копьем Гунгнир. Внизу написано его древнескандинавское имя, рунами - В.О.Т.А.Н. Материал – ясень. Ясень считается деревом Одина и символизирует мировое древо Иггдрасиль. Будучи подвешенным на нем вниз головой, Один лишился правого глаза, и был посвящен в знание рун.

Валькнут. Один из символов мирового древа Иггдрасиль, тесно связанный с Одином и руническим знанием. Пересечение трех треугольников: прошлое, настоящее и будущее; мир предков, мир богов и наш мир.

У Одина есть два ворона, которых зовут Хугиным и Муниным. Они летают по всему миру и сообщают Одину обо всем происходящем. На древнеисландском Huginn означает «мыслящий», а Muninn — «помнящий».

Велес. По архетипу очень близок Одину. Для людей, связанных с землей, – бог урожая и скотоводства. Для купцов – бог достатка и богатства. Для ведунов – бог темной неизвестной стороны мироздания. Покровитель магов и тайных наук. Здесь он изображен с закрытыми глазами, как бы в медитации, с совой, которая смотрит на мир за него, и суком в руке в форме руны Феу.

Это первая руна, наиболее близкая по смыслу к природе Велеса. Она представляет собою духовный потенциал. Материал – кедр.

Велес. Идол вырезан из дуба. Закрыв глаза, бог задует свечу и окажется в полной темноте. Опираясь только на посох. Это суть глубокой медитации. Отключиться от всего, что связанно с умом и выйти за грань. Как и на кумире из кедра изображена символическая бычья голова с рогами. Велес - скотий бог. Слово "скот" древних славян означало не только домашних животных, но и весь животный мир. А также "имущество". Как материально так и духовное, смотря для какого сословия. Голова является отсылкой к культу шаманизма и мира предков.

Нашейный оберег – Велес. Прекрасно сохранился за много лет, хотя порой попадал не в самые благоприятные условия.

Ярило. Бог плодородия, жизненной силы, роста и солнца. В руках – чаша изобилия с рунической формулой «защита огня и воды». Солнце с лучами разных цветов радуги. Золотая спираль закручена по часовой стрелке - на рост и развитие.

В Индуизме есть бог Ганеш, изображаемый как полный многорукий человек с головой слона. Но существуют и намного более древние изображения похожего божества – сделанные задолго до рождения индуизма. Находили, например, наскальные рисунки – человечек с головой мамонта. Мне достался крошечный кусочек бивня мамонта, и появилась идея изобразить это божество. Неизвестно, как его звали. Получился нашейный кумир.

Мара. Сила, которую люди всегда уважали и остерегались. Богиня жизни и смерти. Она дает как смерть, так и новое рождение, потому что одно без другого невозможно. Сила материнской защиты – и в то же время богиня смерти.

В кумире очень много символики. Руна Альгиз, перевернутая и прямая, руки, поднятые к небу, или корни, уходящие в землю. Коса – символ смерти, яблоко – символ жизни. В волосах – полумесяц, символ роста и магической силы. Волосы и скала обвивающие богиню, также означают жизнь и смерть, статичность и рост.

Род. Согласно некоторым источникам, верховный бог славян. Весь символизм кумира сводится к точке в центре водоворота энергии, которую Род держит в руках. Он – причина, по которой из ничего может появиться все. То, что стоит за творением и то, что им управляет. Из нуля и точки появляется все, чистая энергия становится материей. Примерно так и произошла Вселенная, если верить современной науке.

У скандинавов были популярны так называемые «карманные божки» - небольшие фигурки, высотой в несколько сантиметров. Это – Один. Стилизован под глубокую древность. Материал – бивень мамонта. Бог изображен в позе лотоса, со свастиками, образующими поток. Две верхние свастики вращаются вверх, две нижние – вниз, символически изображая поток, проходящий через медитирующего из Земли в Космос. Интересно то, что правый глаз получился без зрачка а левый со зрачком. И на лбу «получился третий глаз». Это естественный рисунок. Именно его открыл Один, потеряв правый глаз.

Сварог. Небесный кузнец. Бог – творец, вносящий структуру в Хаос и создающий миры. Вокруг восьмигранной звезды, символизирующей камень Алатырь, на котором, согласно мифам, Сварог выковал мир, нанесен первый рунический Атт (первые 8 из 24 рун старшего Футарка). Он описывает становление Бытия. Если три рунических Атта представить себе как деда, отца и сына, то первый Атт – это дед. Руны символизируют главные космические силы Творения.

Звезду можно сравнить с плодом. Она растет, созревает и взрывается, разбрасывая «семена». Нечто вроде кузницы, где под огромным давлением и при невероятных температурах создаются строительные кирпичики вселенной. Новые элементы. Метафора про бога-кузнеца и звезду очень верна. Атомы, из которых состоят наши тела и вообще все вокруг нас, включая планету, образовались при взрывах сверхновых звезд. Так утверждают ученые. Не существует во вселенной других условий, при которых они могли бы сформироваться.

Фоторепортажі
Відкриття виставки «Протагоністи. Живописний заповідник / Паризька комуна»

Відкриття виставки «Протагоністи. Живописний заповідник / Паризька комуна»

Подія відбулася 16 травня, експозицію розміщено в Українському домі. Обидва творчі об’єднання, «Живописний заповідник» та «Паризька комуна», утворилися наприкінці 1980-х — початку 1990-х років, і стали важливим етапом у формуванні великої кількості нині відомих в Україні та за кордоном художників. Багатьох вже нема на світі. На виставці представлено близько трьох сотень робіт від півсотні авторів, і були вони створені в часи активної діяльності об’єднань. Академічних творів серед них нема. Більшість картин ніколи не експонувалися. Виставка триватиме по 30 червня.
17.05.2024 — 9 — 1376

Харків: підземна школа

Харків: підземна школа

Фотограф Ян Доброносов: "Сьогодні випадково вийшло потрапити до підземної школи Харкова. Був дуже приємно вражений. Усміхнені діти, купа позитивної енергії. І головне дуже велика кількість у вишиванках. Ось така вона, Українська підземна школа Харкова".
15.05.2024 — 18 — 2294

Грузія: в столиці країни триває протест

Грузія: в столиці країни триває протест

Попри критику міжнародних партнерів парламент в третьому, остаточному, читанні схвалив закон про «іноагентів». «За» проголосували 84 депутати, 30 опозиціонерів – проти. На акції протесту в Тбілісі співробітники МВС Грузії зайняли територію біля парламенту та затримували демонстрантів, передає грузинська служба Радіо Свобода «Ехо Кавказу». Громадські організації та опозиційні партії називають прийнятий парламентом Грузії закон «російським» і вважають, що його метою є ліквідація організацій, які опікуються розвитком демократії, і блокування процесу вступу до Євросоюзу. Негативно висловлюються про законопроєкт ЄС та США. Партія «Грузинська мрія» стверджує, що законопроєкт має на меті стимулювати прозорість неурядових організацій і засобів інформації
14.05.2024 — 13 — 1883

Харків: випускному балу бути!

Харків: випускному балу бути!

Ян Доброносов, фотограф: "Харків, 5-30 ранку. Поки немає авто та обстрілів, школяри готуються до випускного балу"
12.05.2024 — 6 — 2286

Група польських фермерів окупувала Сейм і вимагає зустрічі з Туском

Група польських фермерів окупувала Сейм і вимагає зустрічі з Туском

Частина польських фермерів з аграрної організації Orka у четвер розпочала окупацію польського Сейму, вимагаючи відмови від зеленої угоди і блокади імпорту з України, а також зустрічі у цих справах з прем’єр-міністром країни Дональдом Туском. До Сейму кільканадцять протестувальників увійшли на запрошення опозиційних партій "Право і Справедливість" і "Конфедерація", передає Укрінформ з посиланням на PAP. "Ми сьогодні прийшли сюди, аби протестувати проти зеленої угоди, проти відкриття кордону для продуктів з України. Ми б хотіли, щоб нарешті хтось сприйняв нас, фермерів, дуже серйозно", - сказав один з протестувальників. Аграрії мають намір залишатися у приміщенні Сейму, поки з ними не зустрінеться прем’єр. Вони задекларували, що їх згодом замінять представники інших фермерських організацій. Вони мають намір просити маршалка Сейму Шимона Головню, аби той дозволив їм легально протестувати у будинку парламенту. Міністр сільського господарства Польщі Чеслав Секерський зустрівся з представниками групи фермерів, що протестують в Сеймі. У п’ятницю у Варшаві має відбутися маніфестація фермерів, які протестуватимуть проти зеленої угоди й імпорту з України. 29 квітня польські фермери повністю припинили блокаду кордону з Україною. Польсько-український кордон від листопада минулого року блокували перевізники, а з лютого цього року – польські аграрії. Фото: PAP
09.05.2024 — 8 — 2869



Fatal error: Uncaught exception 'ErrorException' with message 'fopen(/var/docker/www/kontrakt/cache/tags): failed to open stream: Permission denied' in /var/docker/www/kontrakt/classes/RLSCache/File.php:36 Stack trace: #0 [internal function]: RLSException::error_handler(2, 'fopen(/var/dock...', '/var/docker/www...', 36, Array) #1 /var/docker/www/kontrakt/classes/RLSCache/File.php(36): fopen('/var/docker/www...', 'a') #2 /var/docker/www/kontrakt/classes/RLSCache/File.php(47): RLSCache_File->writeTags() #3 [internal function]: RLSCache_File->__destruct() #4 {main} thrown in /var/docker/www/kontrakt/classes/RLSCache/File.php on line 36